Интернациональное воспитание. Современные проблемы науки и образования Национальное и интернациональное в образовании

Давно замечено, что русские, завоевывая новые земли, не сторонились инородцев. Об этом писали в прошлом посещавшие Россию иностранцы: Алексис де Токвиль и маркиз Дю Кюстин. Отечественная история оставила образцы благотворного русского влияния на культуру и просвещение народов, входивших в состав Российской Империи.

При обсуждении проблемы взаимосвязи национального и межнационального, которая обсуждалась в России начиная с 30-40-х гг. XVIII столетия, определились два главных подхода. Во-первых, официальный, провозглашавший приоритет русского в образовании и нашедший отчетливое выражение в формуле "Православие, самодержавие и народность". Во-вторых, демократический, учитывавший национальное и общечеловеческое воспитание, необходимость формировать гуманность в общении между народами, устанавливать тесную связь между чувством патриотизма и любовью к человечеству, развивать у ребенка национальную гордость, сочетающуюся с уважением к другим народам (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский и др.). Как писал сторонник такого подхода E. Н. Трубецкой, "все племена земные собраны в одно целое человечество... не только все люди – все народы призваны совместно царствовать... национализм представляет собою именно отрицание этого всеединства человечества, ибо он утверждает один народ против всех" .

Русские ученые развивали гуманистическую идею сочетания универсального и национального в жизни человека. Интересны в этой связи мысли Н. А. Бердяева, который замечал: "Человечество есть некоторое положительное всеединство, и оно превратилось бы в пустую отвлеченность, если бы своим бытием угасало и упраздняло бытие всех входящих в него ступеней реальности, индивидуальностей национальных и индивидуальностей личных" .

К началу XX столетия в российской общественной мысли распространяется марксистский взгляд на проблемы образования в многонациональном обществе. В СССР этот взгляд был господствующим. В педагогику внедрялись коммунистические идеи интернационального воспитания. Стратегическими целями образования были достижение единомыслия, стирание национальной специфики. Таким образом, личность формировалась вне этнической, национальной принадлежности, готовой к консолидации на основе приобщения к классовым ценностям пролетариата, которые противостояли любым иным культурным и духовным ценностям. Подобные идеи маскировали проявления национализма, в том числе государственного антисемитизма, прикрывавшегося лозунгами борьбы с "космополитами" и "сионистами".

На практике понимаемые в таком духе идеи интернационального воспитания означали, что тс, кто не разделял их, был склонен уважать идеи различных социальных страт, универсальные человеческие ценности, объявлялись диссидентами и политическими противниками. Воспитание и обучение превратились в составную часть авторитарного режима, инструмент раскола общества и остракизма инакомыслящих. Такое образование происходило в обстановке массовых пропагандистских кампаний, которые нередко калечили и уродовали молодые души.

На воспитании подраставших поколений сказывалась атмосфера преследований целых этносов. Многие подростки получали клеймо "дети врагов народа", оказывались изгоями среди сверстников, лишались родителей, попадали в детские дома. Им отказывали в праве на полноценное образование. Вводились запреты на получение достойного образования для лиц "непролетарского происхождения", ограничительные квоты поступления в вузы девушек и юношей по национальному признаку. Из учебников изымали объективные оценки исторических деятелей народов России. Школа участвовала в борьбе с "тлетворным влиянием Запада" на молодежь и т.д.

В СССР интернациональное воспитание обернулось в первую очередь в политико-идеологическую индоктринацию. Тезис формирования "общности советского народа" становится главным при определении путей интернационального воспитания. Подобный тезис, по сути, совпадает с западными моделями "плавильной печи". В сущности, воспитание инициировало ассимиляцию малых этнокультурных групп, растворение национального в интернациональном. Тем самым провоцировались этноцентристские, сепаратистские тенденции. В итоге интернациональное воспитание в марксистском духе оказалось несостоятельным.

Разумеется, неверно рисовать исключительно черными красками идеи и практику интернационального воспитания в Советском Союзе. В СССР удалось сберечь и развить лучшие отечественные традиции такого воспитания. И это признают даже сторонние наблюдатели. Так, английский лорд Дж. Н. Керзон, которого трудно заподозрить в симпатиях к Советской России, писал: "Русский братается с завоеванными народами в полном смысле этого слова". "Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств", – замечал участник международной педагогической конференции в МПГУ датчанин К. Енсен.

Идея воспитания дружбы народов сохранялась на протяжении всей советской истории. Эта идея крепла, когда Россия оказывала экономическую и культурную помощь этническим республикам, в годы Великой Отечественной войны, когда народы Советского Союза вместе отстояли национальную целостность и свободу, во время декад культуры этнических республик, на общесоюзных стройках, где трудились люди разных национальностей, и т.д.

В учебных заведениях и детских коллективах неизменно присутствовала тема дружбы народов. Школьные программы предусматривали изучение литературного творчества лучших писателей и поэтов – представителей национальных культур: А. С. Пушкина, Т. Г. Шевченко, М. Джалиля, Дж. Джабаева и др. Разрабатывались перспективные методики воспитания в многонациональном коллективе. Достаточно вспомнить деятельность А. С. Макаренко, который страстно отвергал любые проявления национализма в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф. Э. Дзержинского. В годы Великой Отечественной войны широко применялись такие формы интернационального и гражданского воспитания, как митинги, сбор средств, шефская работа и т.д. Учителя воспитывали в своих питомцах искреннюю любовь к многонациональной отчизне, интернационалистские чувства независимо от социальной и национальной принадлежности. Так было на торжествах при вступлении подростков в пионеры и комсомол, где звучала клятва на верность родной стране, на школьных линейках, где исполняли государственный гимн и песни о Родине, на встречах школьников с ветеранами, рассказы которых о подвиге отцов в Великой Отечественной войне слушали, затаив дыхание. Подобное интернациональное воспитание не прошло бесследно.

Как видно, интернациональное воспитание, созвучное гуманистическим идеалам иоликультурного образования, имеет прочные корни в отечественной школе и педагогике.

У поликультурного образования немало общего с интернациональным воспитанием. Речь идет о неприятии консолидации на базе корпоративной враждебности, противостояния цивилизаций и культур, об общих педагогических задачах: формировании уважения иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей; осознании необходимости доброжелательных отношений между людьми и народами; воспитании способностей общения; осмыслении не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп; привитии понимания необходимости межнациональной солидарности и сотрудничества, готовности участвовать в решении проблем других этносов и культур. Подобно интернациональному воспитанию, мультикультурное образование подразумевает налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения культур различных наций. Выполняя связующие функции, поликультурное образование сходно с интернациональным воспитанием, поскольку предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

При общности с интернациональным воспитанием, тем не менее, поликультурному образованию присущи особые адресаты и акценты. Во-первых, объектом поликультурного образования по преимуществу является общее государственное пространство. Оно предназначено для общего социума и сосредоточено на педагогических проблемах взаимосвязи субкультур в пределах такого социума. Соответственно, отвергается воспитание вне этих культур и общенациональных ценностей, поощряется развитие личности как средоточия и пересечения нескольких культур. Предполагается, следовательно, создание общенациональной идентичности, и такой процесс подпитывают несколько источников: ведущие и малые этнокультуры. Во-вторых, поликультурное образование означает диалог, часть участников которого доминируют в культурном, образовательном и политическом отношении, и воспитание оказывается гарантией учета культурно-образовательных интересов всех участников подобного диалога. В-третьих, если интернациональное воспитание традиционно преследует в первую очередь политико-идеологические задачи, то приоритеты поликультурного воспитания и обучения находятся в сфере образования, этики, нравственности и этнокультуры.

  • Трубецкой Е. Н. Национальный вопрос, Константинополь и Святая София // Хрестоматия по истории философии: в 3 ч. Ч. 3. Русская философия. От Нестора до Лосева. М., 2001. С. 435.
  • Бердяев Η. Л. Проблема национальности // Судьба России. М., 1990. С. 92.

В советской России с провозглашением классового подхода большую значимость стали приобретать моменты интернационального воспитания. Мораль и основные нравственные ценности, с позиций марксизма, носили строго классовый характер. На протяжении 20-30-х годов двадцатого столетия решающим фактором в определении основных принципов построения воспитательного процесса в дошкольных учреждениях являлись постановления и резолюции партийных съездов, конференций и совещаний.

В 20-30-е годы термин «национальное воспитание» не употреблялся, поскольку это рассматривалось как проявление шовинизма и национализма. Понятие «нравственное воспитание» тоже было вытеснено из употребления, его заменило общественно-политическое воспитание. Поданным исследования Л.М. Казарян, в это понятие входило воспитание идеологии, определенных нравственных качеств и навыков поведения, начал коллективизма, интернационализма, атеизма и общественной активности.

После VIII съезда РКПб, принявшего программу партии и поставившего в области народного просвещения задачу превращения школы «в орудие коммунистического перерождения общества», состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1919), наметивший общие подходы к интернациональному воспитанию дошкольников через внесение в «форму родного языка духа всемирной революции». На съезде отмечалась потребность дошкольных учреждений для национальных меньшинств в профессиональных кадрах, владеющих не только языком той национальности, в среде которой создан детский сад, но и ее культурными достижениями. Высказывалось предостережение против формального подхода к решению задач интернационального воспитания детей дошкольного возраста, использования лишь внешних форм работы с детьми. При разнонациональном составе детей в дошкольных учреждениях отмечалась недопустимость использования в педагогическом процессе языка лишь одной национальности. Это могло повлечь за собой создание дискомфорта, «морального и психического гнета» для детей, не владеющих языком. В резолюции съезда указывалось на необходимость построения воспитательной работы в детском саду на родном для детей языке, использования произведений устного народного творчества.

Конкретные пути осуществления интернационального воспитания дошкольников на съезде не предлагались, в общих декларативных фразах намечались основные направления деятельности воспитателей в дошкольных учреждениях. Обращалось внимание на то, что задачи воспитания детей в «интернациональном духе» решаются не путем искусственного приобщения к чужой культуре через духовную ломку, а «внесением в форму родного языка того духа всемирной революции, того социалистического интернационального содержания, каким проникнуто все наше строительство и какое более всего растворится в душе ребенка в формах родного языка».

Основные подходы к организации, содержанию и методам работы детского сада были изложены в одном из первых документов - «Инструкции по ведению очага и детского сада». Безусловно, в первую очередь рассматривались вопросы, связанные с созданием образовательного пространства для проявления детской активности и инициативы детей. Для детских игр, кроме игрушек, рекомендовалось использовать природный, строительный материал; предлагалось устраивать уголки природы с растениями и животными. Для уточнения детских представлений, развития речи рекомендовались использовать произведения устного народного творчества.

На X партийном съезде было вновь подтверждено выбранное направление в решении национального вопроса - развитие и укрепление у 65-миллионного населения «невеликоросов» административно-хозяйственных органов, культурно-просветительских учреждений широкой сети школ на родном языке.

В резолюции четвертого совещания ЦК РКП/б с ответственными работниками национальных республик и областей в июне 1923 г. был намечен ряд практических мероприятий по осуществлению решений партии в сфере образования:

  • - создание обществ по распространению грамотности среди местного населения;
  • - расширение сети всех ступеней учебных заведений и создание рабфаков на «местных языках»;
  • - привлечение национальных кадров.

Фактически эти решения можно рассматривать как организационные условия реализации этнокультурной составляющей образования.

Данные направления деятельности в области просвещения национальностей были впоследствии конкретизированы в сфере дошкольного образования. После XIII съезда партии значительно возросло количество дошкольных учреждений, однако это ухудшило качественную сторону воспитательного процесса. На что было указано на совещании заведующих отделами дошкольного воспитания во Владикавказе. На совещании предлагалось утверждать принцип связи детского сада с окружающей действительностью, предполагавший расширение детских представлений в процессе ознакомления с творчеством своего народа, с культурными достижениями всего человечества.

Это положение стало ведущим при определении содержания воспитания дошкольников в советское время. Здесь просматривается попытка гармонизации национальных и общечеловеческих ценностей в воспитательном процессе дошкольного учреждения,

Второй съезд по дошкольному воспитанию (1921) состоялся в период усиления борьбы на идеологическом фронте, вызванной введением новой экономической политики. Цель воспитания, определенная на I съезде как формирование всесторонне развитой личности, теперь была выражена иначе: формировать будущих строителей и борцов коммунистического общества.

На съезде определялся еще один принцип организации воспитательной работы - изучение окружающей ребенка социальной среды, в том числе и национальной. Введение этого принципа в практику дошкольных учреждений связывалось с необходимостью более эффективного воздействия на развивающуюся личность, что было возможно при наличии более полного представления о ребенке, его социальной и национальной принадлежности. Для этого были необходимы конкретные сведения.

комбинированного вида №93

Дети до пятилетнего возраста ещё не подозревают о существовании разных народов, и их отношение к людям других национальностей строится независимо от национальной принадлежности тех, с кем они общаются, сталкиваются в повседневности.

И только с четырёх лет, а то и с пяти постепенно начинает формироваться у ребёнка осознанное отношение к людям разных национальностей. И в этом им должны помогать педагоги.

Педагог должен учесть, дети каких национальностей воспитываются в группе и обратить внимание на тех, кто не пользуется симпатией, авторитетом среди сверстников. Для этого необходимо к таким детям быть более внимательным, постепенно развивать его внимание, умение, способности, чаще привлекать к различным видам деятельности, поощрять

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Важнейшие средства интернационального воспитания дошкольников.

Дети до пятилетнего возраста ещё не подозревают о существовании разных народов, и их отношение к людям других национальностей строится независимо от национальной принадлежности тех, с кем они общаются, сталкиваются в повседневности.

И только с четырёх лет, а то и с пяти постепенно начинает формироваться у ребёнка осознанное отношение к людям разных национальностей. И в этом им должны помогать педагоги.

Педагог должен учесть, дети каких национальностей воспитываются в группе и обратить внимание на тех, кто не пользуется симпатией, авторитетом среди сверстников. Для этого необходимо к таким детям быть более внимательным, постепенно развивать его внимание, умение, способности, чаще привлекать к различным видам деятельности, поощрять.

Дети плохо говорящие по-русски, а иногда и совсем не владеющими даже азами речи, слышат насмешки сверстников, поэтому начинают таить чувство обиды.

В такой ситуации начеку педагог. Он должен оценить обстановку, не спешить, ведь может кто-то из ребят правильно среагирует проявит доброжелательность и интерес к такому ребёнку. Педагог должен оценить этот поступок, не оставить без внимания, продолжить ход действия. Например, можно спросить у детей, сколько языков они знают, могут ли спеть песню на другом языке, рассказать стихотворение. И заметить, что их новый товарищ не только на своём языке прекрасно говорит, но может общаться и по-русски. Можно попросить ребёнка спеть песню на своём языке, прочитать стих, подчеркнув после, что речь их нового товарища мелодична, красива. Можно предложить рассказать о своём крае в рисунке. Желательно организовать игру “Изучаем язык”. Каждый ребёнок показывает свою любимую игрушку или указывает на определённый предмет, а новый товарищ называет их на своём языке. Дети повторяют следом каждое слово. Такая игра вызывает у детей положительную реакцию, интерес, доброжелательность. Постепенно дети станут делиться игрушками, учить новичков правильно произносить русские слова. У них появиться радость при успехе другого ребёнка, словесное признание этого успеха.

Необходимо подобрать сказки соответствующего народа, красочные иллюстрации края, занятие людей, предметов быта и показать это на экране. А также разработать дидактические игры на закрепление знаний о жизни народов разных национальностей и тех, чьи дети посещают группу, подготовить сюжетно-ролевую игру “Путешествие”, чтобы дать знания и представления о народных традициях людей с учётом климата, территории и основных природных богатств.

Следует также провести беседу отражающую толерантность на тему: “Наша планета”, сделав упор на то, что Земля – наш общий дом, что на планете живут люди разных национальностей, культуры, цвета кожи, языка. И важно жить со всеми в мире и дружбе.

Вслед за этим обсудить что такое дружба формируя понятия “друг”, “дружба”, “толерантность”. А также подвести к дискуссии о том, с кем дружат дети, в чём проявляется их дружба.

В работе по этой теме можно использовать рассказы “Два товарища” Л. Толстого, “Дружат дети всей земли” Викторова, “Как Антон полюбил ходить в детский сад” Зернова.

Можно организовать встречу, разговор детей с родителями ребёнка другой национальности, а также оформить “Уголок дружбы”. Это требует усиленной подготовки, разработки сценария, изготовления сувениров для гостей, оформления выставок детских работ, помещения.

На день рождения ребёнка пригласить его родителей, родственников. С остальными детьми приготовить сюрприз для их товарища (сувениры. Песни, стихи, танцы). Необходимо привлечь родителей к сбору иллюстративного материала, предметов быта, шитью костюмов.

Интересна для детей будет встреча с сотрудниками дошкольного учреждения – людьми разных национальностей. Дети поймут, что нет разницы между взрослыми, что все они работают на благо каждого ребёнка, хотя у них и разные профессии.

Очень важно установить отношение родителей к интернациональному воспитанию детей. Можно провести анкетирование, предложив следующие вопросы:

Рассказываете ли вы своему ребёнку о Москве, Петербурге, о нашем государстве, об обычаях и традициях людей разных национальностей живущих в нашей стране?

Какие книги национальных писателей, поэтов имеются у вас дома? Читаете ли вы их детям?

Есть ли у вас соседи, знакомые другой национальности и как ваши дети относятся к их детям?

Способствуете ли вы их дружбе?

В наше время в дошкольных учреждениях воспитываются дети многих национальностей. И педагогам, учитывая настороженное отношение отдельных родителей к тому, уютно ли будет их ребёнку в этой группе, где есть дети говорящие на другом языке или ломаном русском, должен проявлять такт, деликатность, доброжелательность, как к детям, так и к их родителям.


ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ - целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное - это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.

Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное - это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.

В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.

Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.

В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.

См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.

Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.

Обучение и воспитание в школе Крупская Надежда Константиновна

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Вопрос об интернациональном воспитании детей в начальной школе имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Было бы большой ошибкой думать, что интернациональное воспитание может заключаться лишь в усвоении ребятами общих лозунгов и положений. Вся политика Советской власти по отношению к национальностям, населяющим СССР, воспитывает чувство интернационализма; наша страна представляет собою среду, наиболее благоприятствующую развитию интернационализма. Однако мы ни на минуту не можем забывать о прошлом нашей страны. «Дело веков поправлять нелегко». Вся политика царского правительства воспитывала самый безудержный великодержавный шовинизм среди русских, с одной стороны, с другой - озлобленный национализм, национальную замкнутость среди угнетаемых национальностей, которых сплачивал гнет господствующей нации, и было бы наивно думать, что в быту, во взглядах широких масс нет пережитков великодержавного шовинизма, что изжито до конца недоверие к русским, нет националистических настроений, что классовый враг не использует этих настроений, этого наследия прошлого.

На самотек надеяться не приходится. Школа должна не только обучать, она должна быть центром коммунистического воспитания. Интернациональное воспитание является одной из составных частей коммунистического воспитания.

Интернациональное воспитание должно быть повседневный делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа.

В начальной школе у нас преподавание ведется на родном языке каждой национальности, причем во внимание берется не происхождение, а тот язык, на котором ребенок говорит. Это необходимо, иначе ребята не понимали бы ничего из того, что преподается, дети нацменьшинств отставали бы в своем развитии от детей господствующей национальности, на языке которой велось бы преподавание.

Однако при обучении детей разных национальностей в различных школах может создаваться иногда отчужденность между детьми разных национальностей. Тут нужна бдительность. Надо, чтобы дети школы одной национальности побольше знали о жизни других национальностей. Надо, чтобы учитель рассказывал ребятам не только о том, как угнеталась данная национальность при царизме, - это само собой необходимо, но надо говорить не только об этом, а также показывать положительные стороны в чертах характера этой национальности, красочно рассказывать о таких моментах в прошлом данной национальности, которые покажут ценность данной национальности. Мне писали как-то русские ребята одного детдома в Средней Азии (к сожалению, я забыла республику, где это дело происходило, - это было несколько лет назад), что учитель им рассказывал, какая отсталая национальность местные жители, как их угнетал царизм, и они обещали, когда вырастут, помогать этой национальности стать культурной. На первый взгляд как будто бы все хорошо, но не годится, чтобы ребята свысока смотрели на отсталую в культурном отношении национальность; и в своем ответном письме ребятам я написала о том, что некультурности у нас еще очень много, стала им приводить примеры некультурности среди русских, а потом спросила, играют ли они с ребятами окружающей национальности, знают ли они, какие это смелые, ловкие ребята, рассказала им несколько примеров.

Надо обращать внимание ребят на положительные особенности в характере тех или иных национальностей, показывать их смелость, героизм в революционной борьбе и т. д. и т. п. Много можно найти ведь таких моментов. Возьмем, например, антисемитизм. На пережитки его часто приходится натыкаться. Иногда дети могут сказать: «евреи - это буржуазия», не подозревая даже того, какой смысл имеют их слова. Тут нужна большая бдительность. Чтобы изжить плохое отношение к евреям, надо рассказать детям о геройстве отдельных евреев - борцов за дело социализма, о выдержке и упорстве в труде у евреев-рабочих и т. п.

Очень важно использовать в этих целях художественную литературу (как русскую, так и национальную). При выборе художественной литературы нужна, однако, большая осторожность. Мы иногда очень беспечны в этом отношении. Возьму такой пример. Есть такой рассказ Л. Толстого - «Кавказский пленник», его обычно дают читать детям. Произведение чрезвычайно художественное. Но если давать его без всяких объяснений, то оно может породить ненависть к татарам, делающим из пленников предмет торговли. Тот же самый рассказ можно снабдить предисловием, в котором сравнить отношение к русскому пленнику богатых татар и противопоставить отношение девчурки татарки. Надо рядом дать другой какой-нибудь рассказ, где показать, как русский предприниматель или кулак эксплуатировал нацменьшинства. Очень важно использовать национальную художественную литературу, знакомить с ней ребят всех национальностей.

Но нужно не только знакомить ребят теоретически с жизнью других соседних национальностей, важно заботиться о фактическом сближении ребят различных школ, еде учатся дети различных национальностей. Тут нужно, чтобы на помощь педагогам, на помощь школе пришла пионерская организация и советская общественность. Надо организовать постоянные встречи ребят школ для детей различных национальностей. Тут искусство может сыграть особую роль. Надо широко практиковать совместное посещение кино, совместное участие в советских празднествах, в прогулках, в экскурсиях. Очень важно отобрать лучшие песни разных народностей, близкие по содержанию ребятам, перевести их, осветить их содержание, организовать совместное хоровое пение этих песен. Это очень сближает.

В жизни ребят особое значение имеет игра. Очень важно изучить игры ребят различных национальностей, анализировать их, взять из них наиболее интересные формы и влить в них современное содержание, в некоторых изменить целевые установки. Тут можно найти очень интересный материал. Игре в начальной школе вообще надо уделять больше внимания, чем это часто делается. Надо не забывать, что игра для ребят - это самая настоящая учеба.

Сближает также совместный труд. Детские технические станции, где совместно будут работать дети различных национальностей, имеют очень большое воспитатель-нос значение. Когда ребята вместе работают над постройкой какой-нибудь модели или над изготовлением каких-нибудь нужных вещей - это сближает.

В старших классах надо уже организовать некоторые формы общественной работы - организовать, например, совместные детские субботники помощи яслям, детплощадке, по украшению клуба, помощи библиотеке и т. д. По-особенному должны быть организованы эти детские субботники - они должны быть организованы так, чтобы дети не уставали, чтобы работа была интересная, неутомительная. Важна постановка цели. Можно практиковать субботники взаимообслуживания школ. Например, школа, где учатся русские ребята, мастерит что-либо для школы, где учатся дети татары, и наоборот.

Совместные игры, прогулки, совместная работа пробуждают и стремление изучить язык той национальности, с которой имеешь дело. Одна из форм великодержавного шовинизма сказывалась уже в том, что русские не хотели - считали ниже своего достоинства - изучать язык угнетенной национальности. Угнетения уже нет, а знанию языка освободившейся национальности еще часто не придается должного значения.

В III и IV классах начальной школы надо вводить кружки по изучению языка той национальности, с которой приходится постоянно иметь дело. Эти кружки могут получить широкое развитие и сыграть большую роль в деле сближения национальностей. Занятия в них надо ставить по так называемому фонетическому методу, положив в основу особенности произношения каждого языка. Это вообще один из самых целесообразных методов изучения иностранного языка, а в данном случае это имеет еще и то значение, что целевая установка этих кружков - научиться говорить на том языке, на котором говорят товарищи, с которыми постоянно имеешь дело. Такие кружки очень полезны будут для пробуждения интереса к данному языку, изучение которого глубже надо будет ставить в старших классах.

Наряду с этим важно на уроках географии рассказывать о том, где какая национальность расселена; на уроках истории и обществоведения надо рассказать о политике царского самодержавия и о политике Советской власти, о роли Ленина и Сталина в проведении политики равноправия отдельных национальностей. В национальных областях и республиках этому вопросу должно быть уделено больше внимания, чем это указано в общей программе. Конечно, в истории для ребят надо избегать разных сложных формулировок, лозунгов и т. д. Рассказы должны быть конкретны, особенно понятны ребятам, особенно красочны. Надо рассказать, как политика царской власти создавала тяжелые условия жизни национальностей, развивала фанатическую религиозность, держала нацменьшинства в темноте, усиливала классовое расслоение и гнет внутри каждой национальности, закрепощала женщину.

Вопрос интернационального воспитания должен начинаться с вопросов, касающихся различных национальностей внутри СССР, потому что тут все вопросы для детворы можно сделать более наглядными и близкими. Но, конечно, на этих вопросах нельзя останавливаться. От них надо перекинуть мост к интернациональному воспитанию в мировом масштабе. Надо рассказать, как более сильные империалистические государства грабят более слабые. Надо рассказать, например, как грабят они Китай. На основе рассказа о колониальной политике надо рассказать об империалистической войне, о том, каких жертв она стоила трудящимся. Затем надо рассказать, как упорно борются большевики за мир, против новой грабительской войны, которую хотят затеять империалисты. Надо рассказать о том, что рабочие всех стран должны объединяться, чтобы дать отпор капиталистам, не допустить войны. Рассказать о дне Первого мая, и не только рассказать, а организовать в школах с особой заботой этот день.

В школьных и детских библиотеках можно и нужно подобрать соответствующую художественную литературу.

Надо использовать каждый случай приезда в СССР иностранцев, чтобы приглашать иностранцев-рабочих в наши школы, пионерские клубы и пр.

Надо, чтобы в пионерских газетах больше писалось о загранице, чтобы ребята приучались читать газеты с картой в руках, чтобы делали себе выписки из газет, перечерчивали себе карты, читали побольше о загранице. Конечно, более основательные сведения о загранице ребята получат в средней школе, но и в начальной школе они должны уже получить известную зарядку - уже в начальной школе должен быть пробужден интерес к вопросам международного положения.

Надо употребить все усилия, чтобы лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» сделать им родным и близким.

1935 г.

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП (б) «О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» И ЗАДАЧИ ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ - МАРКСИСТОВ 5 сентября опубликовано постановление ЦКВКП(б) «О начальной и средней школе». Это постановление имеет исключительно важное значение.Мы провели в жизнь всеобщее обязательное

Из книги Обучение и воспитание в школе автора Крупская Надежда Константиновна

«О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» (ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ - МАРКСИСТОВ СОВМЕСТНО С РАБОТНИКАМИ ПРОСВЕЩЕНИЯ МОСКВЫ) Я не хочу делать очень длинного доклада. Мне хотелось бы, чтобы товарищи с мест пошире высказались по поводу постановления ЦК и того, как

Из книги Трудовое воспитание и политехническое образование автора Крупская Надежда Константиновна

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП (б) «О НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», опубликованное 5 сентября 1931 г., приковывает к вопросу о начальной и средней школе внимание всей страны.За последний год мы достигли очень многого в смысле охвата

Из книги Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми автора Крупская Надежда Константиновна

Из книги Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование автора Крупская Надежда Константиновна

АНТИРЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ ПРИ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ Декрет о светской школе был издан 23 января 1918 г.Он не вызвал того недовольства в крестьянстве, которого опасался кадетский Государственный комитет по народному образованию. Но провести его удалось лишь

Из книги Президент Путин – продукт «грязных технологий» автора Миронова Татьяна

КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (ДОКЛАД НА III СЪЕЗДЕ ПО ОХРАНЕ ДЕТСТВА) Товарищи, тема моего доклада «Коммунистическое воспитание детей и подростков». Сейчас вопрос о коммунистическом воспитании всей массы ребят имеет громаднейшее значение. В начале

Из книги Литературная Газета 6324 (№ 20 2011) автора Литературная Газета

ЗА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ (ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ВЕЧЕРЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ПРОВЕДЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕТСКОЙ НЕДЕЛИ)Товарищи, мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить вопросы интернационального воспитания подрастающего поколения. Каждый марксист, каждый

Из книги Руль истории автора Рыбаков Вячеслав Михайлович

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ВЗРОСЛЫХ НУЖНА ДЕЛОВАЯ ХРЕСТОМАТИЯ У нас очень часто упускается из виду, что школа должна не только «сообщать» знания, указанные в программе, но и быть настоящим культурным центром. Должна быть в первую очередь таким культурным центром и школа для

Из книги Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки автора Моран Кейтлин

«По данным Правительства, в стране один миллион беспризорных детей. Генпрокуратура называет другую цифру - три миллиона. Независимые эксперты считают, что у нас 4-5 миллионов детей выброшены на улицу». «Российская Федерация сегодня», №17, 2002 года. «По данным опроса

Из книги Бумажное радио. Прибежище подкастов: буквы и звуки под одной обложкой автора Губин Дмитрий

Воспоминания о начальной школе Библиосфера Воспоминания о начальной школе КНИЖНЫЙ РЯД Марина Аромштам. Когда отдыхают ангелы. – М.: КомпасГид, 2010. – 208?с. – 5000?экз. В 2008-м?эта книга наделала много шума – оказалась лучшей «Заветной мечтой» (Национальная детская

Из книги Карикатура. Непридуманная история автора Кротков Антон Павлович

7. Интернациональное достояние Можно долго и сладострастно пересчитывать посаженных на Руси на кол, утопленных, сожженных, выпотрошенных. Можно грезить о том, как хорошо было бы, если б тверской князь успел заручиться помощью литовцев и вовремя раз и навсегда сжег Москву.

Из книги Уроки атеизма автора Невзоров Александр Глебович

Воспитание детей Первые годы материнства порождали у меня сравнения исключительно с кулачным боем, борьбой и чудесами отваги. Бездетным жизнь матери видится эдакой приятной идиллией, сводящейся к теплому молоку, пусканию пузырей и объятиям.Однако посвященные знают, что

Из книги автора

Воспитание чувств О том, что если родителей унижают на глазах у детей, то, повзрослев, дети однажды начнут мстить за перенесенные унижения http://www.podst.ru/posts/3458/В Петербурге воскресным дождливым днем неподалеку от закрытой на ремонт станции метро «Горьковская», у

Из книги автора

Интернациональное искусство В Италии комиксы называют «фаметти». В 1930-е годы Муссолини запретил американские комиксы. С одной стороны, фашистская цензура чётко показала, как она относится к свободе слова, но с другой – редакторы, неплохо зарабатывающие на комиксах, были

Из книги автора

Урок 19. Об уроках религиоведения в начальной школе: ответы на вопросы Челябинской областной школы кино и телевидения Если говорить честно, вообще никаких причин изучать религию или религиоведение в школе нет. Конечно, то, что предлагается сейчас для изучения детям, – это