Бенджамин спок биография его дети. Hасмешки судьбы. «Ребёнок и уход за ним»

Бенджамин Спок - известный педиатр, который написал в 1946 году замечательную книгу «Ребёнок и уход за ним». В итоге она стала бестселлером. Мало кто знает о самом Бенджамине Споке, его биографии и о личной жизни. Из этой статьи вы узнаете все подробности о знаменитом докторе.

Бенджамин Спок: биография (кратко)

В Нью-Хейвене, в семье известного адвоката Айвза Спока было шестеро детей. Старший из них родился 2 мая 1903 года. Это был Бенджамин Спок, которому приходилось помогать маме Милдред Луизе ухаживать за младшими братьями и сёстрами. Поэтому он привык ещё с малых лет воспитывать детей и заботиться о них.

После окончания школы Спок поступил в где углублённо изучал английский язык и литературу. Он любил много читать и регулярно занимался самообразованием. Плюс ко всему, у него были прекрасные физические данные, и он стал увлекаться спортом. Бенджамин даже в 1924 году выступал на Олимпийских играх по гребле во Франции и выиграл золотую медаль. В итоге он стал олимпийским чемпионом и не раз радовал семью своими достижениями.

Хотя Спок прекрасно разбирался в языках и литературе, однако мечтал стать медиком. У него получилось. В Йельском университете он ходил на медицинские факультеты и в 1929 году стал начинающим врачом. Никто и не подозревал, что он в будущем будет известным не только доктором, но и писателем. Вот такой был Бенджамин Спок. Биография его длинная, но мы затронем самые важные моменты из его жизни.

Детство

Мама Бенджамина Спока тщательно следила за детьми и воспитывала в точности так, как советовал семейный доктор. Она не давала своим малышам сладкого минимум до 5 лет. Считалось, что портятся не только зубы, но и внутренние органы ребёнка.

В семье Спока все дети спали на улице, под навесом, независимо от погоды. Доктор говорил, что от этого дети становятся выносливее, крепче, имеют отменное здоровье. Милдред Луиза не разрешала играть с соседскими детьми. Она требовала, чтобы ей помогали по дому.

Бенджамин Спок вспоминал о своём детстве с неким сожалением. Ведь вместо того, чтобы развлекаться со сверстниками, кататься на горках и бегать по улицам, ему приходилось менять пелёнки, готовить младшим братьям и сестрам бутылочки, кипятить пустышки и т. д.

Все шестеро детей не боялись отца, они всегда говорили ему правду и советовались во всём. А вот маму сильно боялись и постоянно лгали, ведь она за малейшую провинность их наказывала. После такого воспитания Бенджамин стал бояться не только родителей, но и учителей, полицейских и даже животных. Как вспоминает будущий доктор, его воспитывали моралистом и снобом. Всю жизнь он боролся со своим характером.

Спок о матери отзывался с боязнью и теплом одновременно. Он говорил, что его родительница всегда знала, что лучше для её детей, а спорить с ней никому не позволяла. Когда Бенджамин учился в школе, мама его сдала в интернат. Ей нравилось, что там дети спят на свежем воздухе в любую погоду.

Личная жизнь

Пока Спок учился на медицинском факультете, произошло очень важное событие в его жизни. Будущий доктор привёл домой невесту. Сначала родители приняли девушку хорошо. Однако когда Бенджамин с невестой закрылись в комнате, мама попыталась изобразить сердечный приступ. Но парню с девушкой крупно повезло, что дома был отец, который защитил их от истерики родительницы. Более того, папа выделил студенческой семье 1000 долларов в год. Личная жизнь Бенджамина Спока складывалась намного удачней тогда, когда он женился. Ведь он мог уже не слушаться родителей, а быть самостоятельным человеком.

Милдред Луиза сильно обиделась на сына, что тот решил жениться без её совета. Поэтому она решила выяснить, из какой семьи ее невестка. Оказалось, что отец умер от сифилиса. Однако сын даже после такого заявления не встал на сторону матери.

Наступил момент, когда Бенджамин и его жена узнали, что ждут ребенка. Однако новорожденный умер, и мама не смогла промолчать, она высказала своё мнение. Она сказала, что их сексуальная связь приводит к серьёзным последствиям из-за тестя Бенджамина, который заражён был сифилисом.

После такого заявления Бенджамин с женой перестали общаться с мамой и уехали в Нью-Йорк, где и началась первая практика в педиатрии.

Бенджамин и его семья

На самом деле у молодого человека осталась психологическая травма ещё с детства. Именно поэтому он во взрослой жизни был более требователен и жесток к своим детям. У него было два сына, которых он безумно любил, но не мог показывать своей нежности. Очень строгим отцом был Бенджамин Спок. Сыновья часто избегали его общества.

Как-то Спок признался журналистам, что никогда не целовал своих детей. Он был уверен, что немаловажную роль сыграли гены мамы. Молодой человек не мог себя пересилить, отчего сыновья его очень страдали.

Длительное время семья жила спокойно и размеренно. Однако наступило время, когда Спок стал очень известным доктором. В итоге жена стала ревновать его к славе и успехам, постепенно начала спиваться. И вот в 1976 году семья окончательно распалась. Доктору тогда было 73 года, но он решил снова жениться.

Ещё года не прошло после развода, как Спок снова был окольцован. Что самое интересное, жена его была на 40 лет моложе, но любила старика. Хотя некоторые утверждали, что тянулась больше к славе, чем к мужу. Как оказывается, судьба Бенджамина Спока была нелёгкая. Ведь ему всю жизнь приходилось бороться со своим сложным и жёстким характером.

Бенджамин и сыновья

Дети были очень обижены на отца, поэтому не хотели с ним общаться, да и он не стремился стать близким для них. Именно поэтому каждый был сам по себе. Младшего сына звали Джон, он стал знаменитым архитектором. Старший Майкл нашёл своё призвание в медицине, и получилось так, что он пошёл по стопам отца - стал доктором.

О судьбе своих сыновей Спок ничего не знал. Он даже не женил их, как того требовали обычаи. Ведь ни один сын так и не смог простить отца за жестокое к себе отношение. Однако так случилось, что Спок стал общаться с сыном Майкла, которого звали Питер. В нём он нашёл отдушину и отдавал свою нерастраченную любовь только внуку.

В 1983 году на Рождество (25 декабря) Питер покончил жизнь самоубийством. Он сбросился с крыши музея. Долго не могли найти причину поступка Питера. В итоге выяснилось, что у 22-летнего юноши была запущенная хроническая депрессия, с которой тот не смог совладать. После этого случая у Бенджамина случился сердечный приступ, который закончился сначала инфарктом, а потом инсультом. Вот тогда сын Майкл пытался помириться с отцом, но тот обвинил его в депрессии внука.

Почему Спок стал детским врачом

На самом деле изначально Бенджамин мечтал о море и хотел стать врачом на корабле. Однако ещё в юности будущий доктор много читал о психоаналитике Зигмунде Фрейде, который оказал значительное влияние на его врачебную деятельность. Тогда Спок понял, что многие детские болезни не приходят сами по себе. Многое зависит от воспитания и образа жизни. Тогда он и решил стать педиатром.

Когда молодой доктор Бенджамин Спок стал принимать детей, он дотошно расспрашивал родителей, как они воспитывают малышей. В итоге сделал свой вывод. Оказывается, нужно воспитывать в первую очередь родителей, а не детей. Когда мама и папа научатся правильному поведению, тогда и смогут общаться с малышами.

Чему Спок учил родителей

Начинающий педиатр утверждал, что ребёнок - это личность. Его нельзя оскорблять, тем более прилюдно. Доктор учил родителей основам воспитания, просил через силу не заставлять ребёнка помогать по дому. Ведь на себе испытал этот кошмар.

В то время многие родители считали, что детей нужно уже с раннего возраста готовить к тяжёлой взрослой жизни. Спок уговаривал их, чтобы не забирали у своих малышей детство и не гнались за армейским расписанием. Ведь многие кормят строго по графику, всякие капризы пресекаются при помощи наказания. Этого делать нельзя, так как малыш с раннего детства замыкается в себе, у него нарушается психика.

Видимо, оттого, что Спок пытался воспитывать родителей, у него пациентов становилось всё меньше. Хотя журналисты всё время о нём писали. В итоге молодой доктор решился написать свою первую маленькую книгу про психологические аспекты педиатрии.

Система воспитания

Так как доктор был лишён материнской любви, и сам страдал, что не смог дать нежность своим сыновьям, написал замечательную книгу под названием «Ребёнок и уход за ним». Система воспитания Бенджамина Спока построена на родительской любви, а больше - на материнской.

Доктор утверждал, что поведение малыша полностью зависит от взрослых. Если родили его постоянно наказывают за малейшую провинность, ребёнок в будущем становится психологически нездоровой личностью. Отсюда появляются депрессии, суициды и многое другое.

Педиатр призывает родителей любить своих детей и всё им прощать. Ведь ни одна проблема не стоит детских слёз. Кнут и пряник - это идеальная система воспитания в семье. Обязательно уделяйте как можно больше внимания своим малышам, и в будущем они отплатят вам тем же.

Бенджамин Спок: книги

Первое издание доктора называлось «Психологические аспекты педиатрической практики». Здесь он рассказывал родителям про психоаналитика Фрейда, утверждая, что про его учения родители должны знать, дабы правильно воспитывать и растить своих малышей.

Спок выпустил также книгу «Разговор с матерью». В ней он учит родителей правильно общаться с ребёнком, следить за здоровьем, закалять. В этой же книге написаны азы ухода за малышами.

Книга «Ребёнок и его воспитание» рассказывает о Ведь многие родители всё-таки неправильно относятся к своим крошкам. Именно поэтому полезно будет прочитать ее как маме, так и папе.

В каждой книге доктор акцентирует внимание на тщательном воспитании и уходе за малышами. Не забывайте, что он с детства прошёл такую школу и может научить понимать детей с самого раннего возраста.

Ещё одну замечательную книгу написал Бенджамин Спок - «Ребёнок и уход за ним». Она выпущена в двух частях, стала бестселлером. Этой книгой пользуются по сегодняшний день во всём мире. В ней есть много занимательных высказываний и мудрых советов, которые предлагал доктор Бенджамин Спок. «Ребёнок и уход за ним»- книга, которая учит родителей правильно не только воспитывать малышей, но и кормить их, закалять, развлекать, общаться и т. д.

Первый тираж ее вышел в 1946 году. Она начиналась со строк о том, что никто не знает ребёнка лучше, чем его родители. Доктор призывал доверяться только себе и своей интуиции, а не бегать по врачам.

Автор книги - знаменитый американский педиатр и общественный деятель, борец за мир и разоружение. В своей книге, адресованный родителям, доктор Спок рассказывает о том, как воспитывать ребенка начиная со дня рождения, как добиться, чтобы дети росли здоровыми, что делать, если ребенок заболел.

МНЕНИЕ ПЕДИАТРА: Книга Бенджамина Спока была написана более полувека назад (1946 год). Многие изложенные в ней медицинские сведения весьма фрагментарны или наивны для современных условий. Поэтому в каждой семье должны быть хотя бы два справочника, желательно последних изданий:

1. Машковский М.Д., "Лекарственные средства" в 2-х частях (этот справочник постоянно обновляется и дополняется - уже вышло 15-е издание).

2. "Справочник фельдшера" (для практических целей он гораздо полнее и удобнее "Справочника практического врача").

Ребенок и уход за ним

Предисловие к русскому изданию (1970 г.)

Необычна судьба доктора Бенджамина Спока. Знаменитый педиатр, книга которого "Ребенок и уход за ним" разошлась в США в 20 000 000 экземпляров и служит настольным руководством для матерей Америки, решил взять на себя ответственность за то, как дети, воспитанные с помощью его советов, поступают, достигнув зрелого возраста.

Перед его глазами - вьетнамская авантюра правящего класса США.

Сожженные города и деревни… уничтоженные посевы… пораженные напалмом дети, женщины, старики… жестокость американской солдатни… Но героический народ Вьетнама не сломлен.

Весь мир воочию убедился, что народ не может быть поставлен на колени, если он борется за свою независимость, за свою свободу, за счастье своих детей.

Мог ли гуманист, детский врач, всю свою жизнь посвятивший охране здоровья детей, пройти мимо грязной войны во Вьетнаме? И он становится активным борцом за мир. Он не постеснялся заявить, что война во Вьетнаме с военной точки зрения безнадежна, с моральной - порочна, с политической - обречена на поражения. Разве не скандально, что Америка тратит безумные деньги на войну и ничего не делает для того, чтобы покончить с нищетой у себя дома.

Доктор Спок вместе с другими прогрессивными деятелями Америки подписывает воззвание к американцам, в котором он заявляет о своем долге оказывать моральную поддержку и материальную помощь молодым американцам, отказывающимся под угрозой тюремного заключения идти в армию. Американские юристы публично заявили, что доктор Спок и его соратники имели право агитировать против службы в армии, так как граждане Америки не должны участвовать в незаконной и несправедливой войне, и что они вправе противиться своему правительству, ведущему такую войну. Участие в ней является тяжелым международным преступлением.

Доктору Споку около 70 лет. Он ездит по всей стране, выступает с лекциями, в которых рассказывает не только О том, как ухаживать за детьми, но и о том, как сохранить их жизнь, уберечь их от гибели на войне. Он говорит с теми, Кто растит детей, пользуется его книгой, его советами.

Родители! Сделайте все, чтобы во Вьетнам пришел Мир, - призывает доктор Спок.

И призыв его не остается бесплодным. Молодая прогрессивная Америка понимает, куда ведет вьетнамская авантюра американских монополий, и сотнями возвращает свои призывные карточки или публично сжигает их.

Правительство США привлекало доктора Спока к уголовной ответственности по обвинению в заговоре с целью побудить молодежь США к отказу воевать во Вьетнаме.

Американская гуманистическая ассоциация единодушно присудила Бенджамину Споку почетное звание Гуманиста года за его неутомимую деятельность против войны.

Таков доктор Бенджамин Спок, который, по признанию мировой общественности, олицетворяет собою честь и совесть Америки и книгу которого мы предлагаем вниманию советских людей.

Предисловие ко второму изданию (1971 г.)

Первое издание книги Б. Спока вызвало большой интерес у советского читателя. Это объясняется тем, что проблемы воспитания детей волнуют людей всех стран, всех возрастов. Нет человека, который бы оставался равнодушным к этому ответственному и трудному делу.

Б. Спок - американский детский врач с большим жизненным опытом. Он хорошо знает, какие трудности ожидают родителей при воспитании детей, какие сложные вопросы возникают при этом. Он так и начинает свою книгу: "Скоро у вас родится ребенок". Доктор Спок ставит задачу - рассказать о том, как воспитывать ребенка, начиная со дня его рождения. Всех родителей интересует, как добиться, чтобы ребенок был здоровым, что нужно делать для этого, какие меры принять, если- он болен, как определить, что он нездоров.

Большое внимание автор уделяет как будто бы мелочам: как узнать, отчего ребенок плачет, как его успокоить, как покормить. Но из таких мелочей и складывается комплекс воспитания, поэтому советы являются весьма ценными, особенно для родителей, которые прежде не сталкивались с детьми.

Очень важны советы родителям наблюдать за формированием психики ребенка. В книге затрагиваются проблемы, даются рекомендации родителям "трудных" детей.

Доктор Спок хорошо знает, что мало вырастить детей, надо их еще и правильно воспитать, нельзя калечить их ранимую психику. Вот поэтому он так активно выступает против агрессии американских империалистов во Вьетнаме, совершенно правильно считая, что такая война ничего, кроме горя и несчастья, не может принести в семьи и вьетнамцев, и американцев.

В. В. Кованов академик АМН СССР, заместитель председателя Советского комитета защиты мира, профессор

От автора

Дорогие родители! Большинство из вас имеет возможность, если нужно, обратиться к врачу. Врач знает вашего ребенка и только он может дать вам самый лучший совет. Иногда ему достаточно лишь взгляда и одного-двух вопросов, чтобы понять, что с вашим ребенком.

Настоящая книга не имеет в виду научить вас ставить диагнозы или лечить самостоятельно. Автор хочет дать вам лишь общее представление о ребенке и его нуждах. Правда, для тех родителей, которым в силу исключительных обстоятельств трудно добраться до врача, в некоторых разделах даются советы об оказании первой помощи. Лучше уж совет книги, чем никакого совета! Но нельзя надеяться только на книгу, если есть возможность получить настоящую медицинскую помощь.

Я хочу также подчеркнуть, что не следует слишком буквально понимать все, что написано в этой книге. Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, - это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем.

№1. Засыпание «по Споку»

Знаменитый радикальный способ справиться с нежелающим засыпать ребенком.
«Лечение очень простое: положите ребенка в постель в положенное время, нежным голосом пожелайте ему спокойной ночи, выйдите из комнаты и не возвращайтесь. Большинство детей в первую ночь гневно кричат минут 20-30, а потом, видя, что ничего не происходит, неожиданно засыпают. На следующий день они уже будут плакать только 10 минут, а на третий день они обычно вообще не плачут».
Современный психолог, специалист по детско-родительским отношениям Людмила Петрановская в книге «Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка» критикует идею оставлять детей одних. Она напоминает, что во многих традиционных культурах младенцы весь первый год жизни проводят, прижавшись к матери. По мнению Петрановской, если бы опасения про «избалуется, приучится» были бы верны, то дети едва ли не до взрослого возраста настаивали бы на том, чтобы их носили на руках: «Однако наблюдения говорят ровно обратное: эти малыши намного более самостоятельны и независимы к двум годам, чем их городские сверстники».

№2. Отказ от ночного кормления

Сомнительна и рекомендация Спока отказаться от ночного кормления, если ребенок весит не менее 4,5 кг.
«Если ребенку уже месяц и он весит около 4,5 кг, но все еще просыпается для ночного кормления, я думаю, будет разумнее не спешить к нему с молоком.… Вообще говоря, ребенок, весящий около 4,5 кг и нормально питающийся днем, не нуждается в ночном кормлении».
Сегодня врачи убеждены, что не стоит прекращать ночные кормления так рано: именно они стимулируют выработку гормона пролактина, отвечающего за образование грудного молока. Важно сохранять ночные кормления, пока ребенок нуждается в них. Всемирная организация здравоохранения тоже рекомендует кормить по требованию – то есть так часто, как этого хочет ребенок, и днем, и ночью.

№3. Игнорирование плача

Если ребенок капризничает или плачет, «по Споку», не нужно на это реагировать: «У некоторых детей легко возникает рвота, когда они возбуждены. Это пугает мать, она смотрит на ребенка тревожным взглядом, торопится убрать за ним, старается быть по отношению к нему более предупредительной и в следующий раз немедленно бежит к нему, как только он закричит… Если мать решила приучить его засыпать без крика и укачивания, то она не должна отступать от намеченного плана и не входить к ребенку».Однако результаты недавнего исследования, проведенного американскими учеными, свидетельствуют о том, что мама может смело, ничего не боясь, следовать своему материнскому инстинкту. Чем больше «обнимашек» и «ручек», чем больше тактильного контакта, чем больше маминого внимания и заботы, тем более успешным, уверенным в себе, добрым, чутким, психически и физически здоровым человеком станет ваш ребенок, когда вырастет. К таким выводам исследователи пришли, проанализировав данные о детстве и взрослой жизни более чем 600 человек.

№4. Сон на животе

«Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет».
В XXI веке педиатры говорят, что ребенок должен спать исключительно на спине и на твердом матрасе. Сон же младенца на животе опасен: это фактор риска синдрома внезапной младенческой смерти.
№5. Апельсиновый сок в качестве первого прикорма«Обычно врачи советуют вводить апельсиновый сок в питание ребенка в возрасте нескольких месяцев, – говорится в книге «Ребенок и уход за ним». – Вы можете сами выжимать сок из апельсинов или пользоваться консервированным соком… Обычно до 5-6 месяцев дети пьют сок из соски, а потом из чашки».
В 2017 году Американская Академия Педиатрии выпустила новые рекомендации по потреблению детьми фруктовых соков, согласно которым соки не должны присутствовать в рационе малышей в возрасте до года. Как считают авторы рекомендаций, сок не представляет для маленьких детей никакой особой питательной ценности, при этом в нем содержится очень много сахара и полностью отсутствует клетчатка. Лучше давать малышам в возрасте до года настоящие фрукты в печеном виде или в виде пюре. В этом случае ребенок получит все необходимые витамины и микроэлементы, а также клетчатку, но не будет привыкать к сладкому.

№6. Мясной прикорм с 2 месяцев

«Как показали исследования, мясо очень полезно детям даже на первом году жизни, – пишет доктор Спок. – Многие врачи сейчас рекомендуют давать мясо, начиная с 2-6 месяцев. Мясо для маленького ребенка или провертывают в мясорубке несколько раз, или протирают через сито, или трут на терке. Поэтому ребенку легко его есть, даже пока у него нет зубов».

№7. Слишком большие распашонки

Два месяца – это безусловно, слишком ранний возраст для начала прикорма – тем более, мясом. Педиатр Евгений Комаровский рекомендует начинать мясной прикорм не раньше 8-9 месяцев.
Об одежде для новорожденного в бестселлере Бенджамина Спока можно прочесть следующее: «Ночные рубашки. Вам понадобится от 3 до 6 рубашек. Покупайте сразу размер на возраст в 1 год. Распашонки. Вам понадобятся 3-6 распашонок размером на 1 год».
Новорожденный, несомненно, растет очень быстро, однако одежда не по размеру доставит и ребенку, и маме, сплошные неудобства.
«Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»Многие советы из книги «Ребенок и уход за ним» наивны и даже опасны для современных реалий. Однако Спок был первым педиатром, который выступил вразрез с общепринятым мнением, что воспитание ребенка прежде всего должно вырабатывать дисциплину. Его идеи для своего времени стали революционными и повлияли на многие поколения родителей, сделав их более нежными и чуткими к своим детям.
В предисловии к своей знаменитой книге Бенджамин Спок подчеркивает, что не стоит слишком буквально понимать все, что написано в книге.
«Нет похожих детей, как нет и похожих родителей. По-разному протекают болезни у детей; различные формы в разных семьях приобретают и проблемы воспитания. Все, что я мог сделать, – это описать лишь самые общие случаи. Помните, что вы хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем»
Бенджамин Спок, «Ребенок и уход за ним»

Еда

В своей книге о том, как растить детей, Бенджамин Спок пишет:
Почему столько детей плохо едят? В основном потому, что матери заставляют их есть хорошо. И не видно особых проблем с питанием у младенцев и маленьких детей, матери которых не беспокоятся об их диете. Можно сказать шутя, что нужны знания и много месяцев тяжелой работы, чтобы создать проблемы питания.
Один ребенок рождается с волчьим аппетитом, который сохраняется, даже когда он расстроен или болен. У других аппетит более умеренный, и на него легко влияют настроение и здоровье. Первый ребенок может стать полным, а второй скорее будет худым. Но каждый ребенок рождается с достаточным аппетитом, чтобы сохранять здоровье и работоспособность .
Родители могут избавить себя от многих излишних неприятностей по поводу проблем питания, если запомнят основное правило: не убеждайте и тем более не заставляйте ребенка есть. У детей есть прирожденный аппетит. Когда они достаточно голодны, они едят.
Матери иногда боятся, что если последуют этому совету и дадут ребенку есть то, что он хочет, это может привести к какой-нибудь недостаточности в питании и соответственно в развитии ребенка. Доктор Спок пишет, что вряд ли такая опасность реальна.
Важно помнить, что у детей есть врожденный механизм, который дает им знать, сколько еды и какого типа им необходимо для нормального роста и развития. У детей чрезвычайно редко бывают случаи серьезного недоедания, авитаминоза или болезней из-за проблем питания .
Доктор Спок описывает известный эксперимент Клары Дэвис. Десятимесячным младенцам давали выбирать любую цельную неочищенную пищу, которую они хотят. И дети прекрасно справлялись с этим долгое время, составляя себе диету, которую любой ученый признал бы хорошо сбалансированной.
Тем не менее родителям, у которых дети плохо едят, стоит время от времени показывать их врачу, чтобы он оценил диету и рекомендовал, если это необходимо, добавки к рациону или даже медицинские препараты.

ИЗБЕГАЙТЕ ПРОБЛЕМ ПИТАНИЯ
С самого начала мы должны показать доверие к врожденной способности детей судить о том, что для них хорошо. Не пытайтесь заставлять ребенка выпить из его бутылки больше, чем ему хочется. Вводите твердую пищу постепенно; а когда ребенок отказывается от какой-то пищи, забирайте ее. Можете попробовать дать ее через несколько недель. Если аппетит ребенка упал и он вроде бы хочет мало есть (иногда из-за боли от роста зубов), не старайтесь, чтобы он побольше поел. Дети должны относиться к еде как к чему-то желанному, а не как к одолжению, которое они нам делают.
Матери часто совершают ошибку, продолжая кормить малыша, который очевидно потерял интерес к еде. Когда ребенок начинает ерзать и отворачивается от ложки, поймите, что ему больше не нужно есть, и выньте его из стульчика.
Иногда нежелание есть вызывает одна определенная пища - обычно что-то растительное, - чего дети не любят. А матери продолжают настаивать на своем, стараясь всеми способами впихнуть в ребенка еще. Зачастую они даже смешивают еду, которая ему не нравится, с той, которую он любит. Но обычно ребенка не так легко одурачить. Даже если он съест эту пищу, он почувствует в ней что-то не то, и это может вызвать у него подозрительность ко всякой еде. Родителям не мешает спросить себя: а стоит ли это делать? В конце концов, и у взрослых есть один-два вида пищи, которые они не любят. Отвращение ребенка вполне реально, и мы доставляем ему настоящее страдание (а себе много проблем) каждый раз, когда подвергаем его такому испытанию.
Когда дети становятся старше, их вкусы и аппетиты начинают меняться, и иногда это приводит к развитию упрямства в отношении еды, что затем может легко перерасти в проблему питания. Обеспокоенная мать пытается заставить ребенка есть побольше - а он наоборот, ест меньше. Раздражение матери может перерасти в гнев, она чувствует глубокое разочарование из-за того, что ребенок отказывается есть; а это, в свою очередь, еще сильнее снижает его аппетит. Время еды становится порой конфликта и сражений. Теперь ребенок уже не только воспринимает еду как средство удовлетворения желаний матери, но и себя начинает считать плохим из-за того, что ест не так, как хотят его родители.
Чтобы избежать этих проблем, родителям нужно сделать усилие и перестать беспокоиться о том, как едят их дети. Следует положиться на естественный аппетит и кормить их в соответствии с их желанием. Помните, что нет "плохих" иди "хороших" едоков, а есть только дети с большим или небольшим аппетитом. Не измеряйте свой успех тем, как много съест ваш ребенок. Когда напряженности нет, родители уже не станут так расстраиваться из-за того, что их ребенок мало ест.
Не стоит и устраивать баталии с ребенком, который не доедает то, что положили ему на тарелку. Мы можем избежать всей этой проблемы, если предложим ребенку помочь и спросить его сначала, что и сколько он хочет, и положим ему только то, что он выберет. (На самом деле, лучше всего сначала класть ребенку совсем немного, чтобы он потом попросил добавку.) Таким образом то, что у ребенка на тарелке, будет под контролем, и не придется слишком настаивать, чтобы он закончил еду. А если он все-таки не хочет есть, можно сказать: "Хорошо, я надеюсь, ты сейчас не голодный; ты можешь съесть это попозже". (Теплую еду следует подогреть по вкусу.) Детей нужно научить, что выбрасывать еду нехорошо .

ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ ЕДОК
Проблемы некоторых детей не ограничиваются одним-двумя видами овощей; привередливый едок отказывается притронуться ко многим видам пищи. Но родителям нужно очень постараться быть терпимыми и не спорить об этом с детьми. Не ругайте ребенка и не заставляйте съесть "только чуть-чуть"; не предлагайте ему ничего особенного, если он ест; не угрожайте лишить его десерта. Если во время какой-то еды у вас нет ничего, что он любит, он может поесть хлеб с маслом или маргарином. (Пять кусков хлеба содержат девять граммов протеина!)
Некоторые родители считают, что дети должны научиться есть все. Конечно, это желательно; вопрос в том, как этого достичь. Привередливые дети серьезно относятся к тому, что им не нравится, и если мы просто пытаемся заставить их есть, нужно быть готовыми к бою.
Но время от времени неплохо уговаривать ребенка попробовать то, что он до сих пор отвергал, объясняя это тем, что вкус часто меняется, и дав себе шанс, мы можем обнаружить, что любим то, что предполагали никогда не есть.
При этом не нужно полностью отказываться от того, что вы собирались готовить, и устраивать им ресторан. Хотя родителям стоит постараться включать в меню то, что нравится детям, конечно, не следует готовить особую еду специально для них. Строгая политика в этом отношении поможет детям постепенно привыкнуть есть больше. Если ребенок не ел в положенное время, не позволяйте ему потом подкрепляться чем-то особенным. Ребенка сначала нужно предупредить, что ничего другого (кроме того, что они обычно жуют) не во время еды вы подавать ему не станете; так он будет знать, чего ожидать, если решит не есть вместе со всеми. И не надо это говорить в угрожающей манере, как, например: "Если ты сейчас не поешь, до ужина ничего не получишь". Между едой ему нужно позволять есть крекеры или фрукты, как и всем остальным.
Иногда матери чувствуют себя очень виноватыми из-за того, что дети целый день ходят голодными. Ведь это ее обязанность обеспечивать ребенка пищей; разве она не плохая мать, если видит, что он ничего не ест, и никак на это не реагирует?! Но она должна осознать, что не есть выбрал ребенок. Небольшой голод, который он может испытывать (не следует забывать, что он намного преувеличивает его, чтобы заставить нас чувствовать себя виноватыми!), не повредит ему; он научит его тому, что нужно есть вместе со всеми и то же, что и все. Мы можем посочувствовать ребенку, который жалуется, что голоден, но ради его же блага нужно настоять на нашем решении.
Капризные дети часто выражают свою нелюбовь к какой-то пище словом "Иххх!" или "Я это ненавижу!" Но если ребенку позволено говорить, что его что-то не интересует, он никогда не должен показывать отвращение ни к какой еде, потому что это демонстрирует неуважение к тому, что создал Творец. Если он не хочет есть что-то из поданного на стол, он может сказать "Нет, спасибо" или "Я лучше ничего не возьму".

БОЛЕЗНЬ
Когда ребенок болен, у него обычно плохой аппетит. И даже после выздоровления он не сразу начинает есть нормально. Часто проблемы с едой возникают, когда родители начинают пихать в ребенка еду преждевременно. Нужно предлагать детям только питье и еду, которые они хотят, и терпеливо ждать, пока полностью не восстановится их аппетит. Не следует беспокоиться из-за потери веса; когда вернется желание есть, ребенок почувствует сильный голод и быстро наберет его.

ХУДОЙ РЕБЕНОК И ТОЛСТЫЙ РЕБЕНОК
Худоба обычно определяется конституцией. Но если родители беспокоятся, они должны показать ребенка детскому врачу, чтобы выяснить, что об этом думает медицина.
Мнение доктора Спока сводится к тому, что если у ребенка нет особых проблем со здоровьем и год от года он прибавляет в весе, хотя по-прежнему худ, как сначала, то родители могут успокоиться и оставить его в покое. И нет сомнения, что таким этот ребенок и останется.
Один из факторов избыточного веса - наследственность. Шансы ребенка иметь лишний вес значительно выше, если оба его родителя склонны к полноте. В этом случае нужно регулировать потребление еды. Если мы с раннего детства приучаем его есть низкокалорийную пищу, это может значительно уменьшить его шансы набрать лишний вес. Значит, не нужно давать ему ничего жирного, сладкого. Вместо всяких пирожных, пирожков, печений лучше предлагать свежие фрукты или морковку и огурцы.
Родители должны помнить, что хорошо упитанный - часто означает перекормленный. Не стоит волноваться из-за толстенького младенца, но если ребенок старшего возраста выглядит тяжеловатым, то лучше в основном перевести его на фруктовую и овощную диету.
Если ваш ребенок толстый, побуждайте его быть внимательным к тому, что он ест. Но не говорите что-нибудь вроде: "Ты слишком жирный и не должен есть столько хлеба". И не оберегайте ребенка от богатой калориями еды, которую подают по особым случаям, таким, как шабат; тогда, обиженный, он может еще сильнее захотеть такую еду.
Некоторые дети вроде бы не беспокоятся насчет своего лишнего веса. А другие из-за этого очень несчастны. Эти дети обычно очень критикуют себя за то, что слишком много едят, порицают себя за отсутствие самоконтроля. Типично для человека с лишним весом говорить себе, когда он доберется до калорийной пищи: "Я действительно не должен ее есть, но...", а потом себя за это ругать. Чтобы помочь ребенку, нужно прежде всего дать ему понять механизм этого заколдованного круга и научить перестать говорить себе всякие извинения. Он должен осознать, как трудно соблюдать диету и какая нужна сила воли, чтобы сбросить вес. А родители должны ему сочувствовать в его усилиях и, конечно, не усугублять его унижение, привлекая внимание к тому, как он выглядит.
Обычно побуждать ребенка снизить вес бесполезно. Однако старшим детям, особенно подросткам, часто рекомендуется посетить врача, который, если нужно, посоветует подходящую диету.

Ложь

Мы должны отличать тенденцию маленьких детей смешивать фантазии и реальность от намеренной лжи. Первое обычно для детей с живым воображением. Вместо того, чтобы выражать неверие, лучше реагировать на это удивлением. К примеру, если ваш четырехлетний ребенок говорит вам: "Я вижу на улице льва!", вы можете просто ответить: "В самом деле?"
Другое дело преднамеренное искажение истины. Большинство детей будут в определенных случаях лгать, чтобы избежать ругани, наказаний или ответственности. Некоторые дети также рассказывают о себе вымышленные истории, чтобы достичь признания.
Если мы подозреваем, что ребенок выдумывает, будьте внимательны и не говорите ему сразу об этом. Лучше мягко возразить; а если он настаивает на том, что это действительно так, дайте ему привилегию сомнения.
Но если мы уверены в том, что ребенок врет, необходимо спокойно поговорить с ним об этом. Мы должны сказать, что знаем, что он говорит неправду, и довести до его сознания, что ложь запрещена . И, кроме того, нужно объяснить ему, как важно для нас верить ему и полагаться на то, что он говорит.
Но хотя ребенок обязан знать, что лгать запрещено, мы не должны его этим пугать. Помните, даже если ребенок понимает, что врать нехорошо, все равно иногда он может это сделать. И если придавать этому слишком большое значение, он будет чувствовать себя ужасно виноватым.
Если ребенок отрицает, что сделал что-то недозволенное, чтобы избежать порицания или наказания, уверьте его в том, что никак его не накажете. Важнее поощрить ребенка говорить правду. А после этого можете ему сказать: "Я рад, что ты не обманываешь. Пожалуйста, никогда не бойся признаться, когда поступишь неправильно". Естественно, мы должны быть внимательны, не слишком порицая ребенка за проступки, чтобы страх не толкнул его на ложь.
Большинство видов защитной лжи можно предотвратить, если не задавать вопросов, провоцирующих на неправду. К примеру, если ребенок сразу после еды умчался из-за стола, не нужно спрашивать: "А ты уже прочел благословение после еды?", лучше сказать: "Вернись-ка за стол - ты забыл прочесть благословение после еды".
Если ребенок очень часто говорит неправду, родители могут бояться, что он вырастет законченным лжецом. Но, конечно, для такого страха нет оснований. Хотя дети иногда проходят через фазу постоянной лжи, с некоторой помощью они преодолевают этот этап. Главное здесь реагировать спокойно и продолжать внушать ребенку, как важно для него всегда говорить правду, чтобы другие могли на него положиться.

Воровство

У маленьких детей часто нет четкого представления о том, что принадлежит им, а что нет. Когда они хотят взять домой яркую игрушку из магазина или из дома своего приятеля, не следует называть это воровством. Все, что нужно, это объяснить ребенку, что игрушка не его, и мягко настоять на том, чтобы он ее вернул. И так же если он возьмет в супермаркете конфетку, мы говорим ему, что она принадлежит магазину, и побуждаем положить ее обратно на полку. Но к шести годам дети уже способны понять, что такое воровство и что оно предосудительно.
Когда родители впервые узнают, что их дети совершили более серьезную кражу, они обычно реагируют на это с тревогой. Воровство - преступление, и тяжело ассоциировать с ним своих детей. После первого шока родители начинают искать мотивы этой кражи. Они даже могут обвинять в этом себя: "Что мы делали неправильно, если ему теперь приходится красть?"
Но поиски психологической мотивации поведения ребенка обычно не помогают. Самое простое и логичное обоснование его кражи заключается в том, что ему ужасно хотелось иметь ту вещь, которая ему не принадлежала, и поэтому, зная, что это плохо, он все-таки украл деньги, чтобы ее купить. И неконструктивно родителям ломать голову, в чем они неправы. Вместо этого они должны сосредоточиться на самой проблеме и на том, что с ней делать.
Начать с того, что мы должны довести до сознания ребенка, что воровство - серьезное преступление . Одна мать, которая узнала, что ее пятилетний ребенок взял у нее деньги из кошелька, очень резко его порицала; но ребенок все равно продолжал брать деньги. Тогда она провела с ним серьезный разговор и объяснила ему, что недопустимо воровать. Это произвело на ребенка очень сильное впечатление, и он перестал так делать.
Также важно, если вы уверены в том, что ваш ребенок что-то украл, прямо это сказать. К примеру, вы заметили, что у вас из кошелька пропали двадцать долларов. В этот же день ваш сын вернулся домой и показывает вам новые часы, говоря, что нашел их на улице. Не спрашивайте: "Ты действительно их нашел?" Скажите ему: "У меня из кошелька пропало двадцать долларов. Ты взял эти деньги и купил себе на них часы". Если ребенок отрицает, что взял деньги, не превращайте это в спор, но спокойно настаивайте. И когда он наконец признается в воровстве, заставьте его вернуть часы и возвратить вам деньги. (А если украденные деньги были потрачены на сладости или что-нибудь подобное, вы должны обсудить с ребенком, как он может возвратить украденную сумму.)
Ребенка, который украл, никогда нельзя стыдить или называть вором; и нельзя его пугать тем, что когда-нибудь он закончит тюрьмой. И также не спрашивайте его: "Почему ты это сделал?" Это только побудит его к самооправдательным мыслительным штампам.
Если мы даже внимательно избегаем этих ошибок, дети, которые воруют, чувствуют себя после этого ужасно виноватыми. Чтобы помочь ребенку справиться с этими мыслями, нужно попробовать сначала поговорить с ним об этом, начав, например, с вопроса: "Ты себя очень нехорошо чувствуешь из-за того, что сделал, правда?" Ребенок может кивнуть головой и ничего не сказать; обычно это знак, что он слишком стыдится, чтобы ответить. Тем не менее мы должны продолжать, мягко напоминая ему, что даже если он совершил что-то действительно очень плохое, это еще не делает ело плохим человеком. Вместо того, чтобы думать о том, какой он ужасный, он просто должен огорчиться и решить, что больше так не будет поступать. И тогда он может быть уверен, что Б-г его простит. И еще можно посоветовать ребенку с этого момента подходить к нам и говорить, когда ему чего-то очень хочется.

Плохие слова

Дети говорят плохие слова в основном потому, что они производят на шокированных взрослых сильное впечатление. Часто они даже не подозревают, что они означают; все, что они знают, говоря их, что они обладают силой вызвать вокруг них скандал.
Поэтому важно избегать таких шоковых реакций. С первого раза, когда ваш ребенок пользуется такими словами, дайте ему знать, что это нехорошие слова и что вы не хотите, чтобы он их употреблял. Ваша реакция должна быть очень умеренной. А если он сделает это снова, скажите спокойно: "Я тебя прошу забыть это слово". Ребенку не лишне объяснить: "Это мусорные слова - они не для твоих уст". Старшим детям может помочь умеренное порицание вроде: "Не ожидала от тебя, что ты будешь так разговаривать". Их также нужно научить, что некрасивые выражения (нивуль пэ ) оскорбляют и говорящего, и слушающего, и их строго запрещает Тора .
Это не значит, что вы должны реагировать всякий раз, когда ребенок говорит плохие слова. Если у вас создается впечатление, что ваша реакция поощряет его продолжать, может быть лучше некоторое время игнорировать ребенка. Но какой бы путь вы ни выбрали, главное оставаться спокойными.

Буйство

Все дети иногда выходят из-под контроля. Они начинают носиться по дому, прыгать по мебели, набрасываться друг на друга, крича изо всех сил. Для маленьких это большое веселье; но не для старших, которые чувствуют себя от этого на пределе.
Лучше всего позвать детей в одну комнату, сказав, что вы должны сообщить им что-то важное. А когда они соберутся, скажите: "Дети, я знаю, что для вас это большая радость, но я не могу вам позволить так бегать вокруг. Это нормально на улице, но не дома. Если вы сейчас будете играть тихо, то хорошо. А если нет, мне придется развести вас по разным комнатам. Решайте, ладно?" Если это не помогает, скажите им: "Все, дети, марш по местам - можете выйти оттуда, когда будете готовы играть спокойно", и отведите каждого в его комнату.
Некоторые матери сомневаются, останавливать ли своих детей, когда они устраивают шум, говоря себе: "Детям нужно побегать и дать выход энергии, и я не должна так из-за этого беспокоиться. Нужно относиться к этому терпимо". Но лучше, если они будут менее требовательными к себе; зачем подвергать свои нервы ненужным страданиям? В результате это может кончиться криком на детей. Другие матери плохо себя чувствуют из-за того, что нарушают детское веселье. Интересно, что иногда создается впечатление, наблюдая дикую беготню детей, что они уже достаточно наигрались, но теперь просто не в состоянии прекратить это сами. Иными словами, мы просто можем сделать им добро, если их остановим.

Застенчивость

Застенчивость, если она не преувеличена, - положительное качество. Это одно из трех выдающихся качеств, которые характеризуют еврейский народ .
Некоторые дети кажутся от рождения застенчивыми. По контрасту с открытыми детьми, которые готовы улыбаться любому незнакомцу, застенчивый ребенок склонен отстраняться от дружеских заигрываний визитера. Родители не должны из-за стеснения перед посетителем говорить ребенку: "Почему ты такой застенчивый?" или "К тебе обратились, почему ты не отвечаешь?" И не следует за него извиняться, например: "Он всегда такой с посетителями", потому что это может только усилить застенчивость. Более того, привлекая таким образом внимание к
его застенчивости, мы можем привить ему мысль, что это что-то нехорошее.
Родителям нужно постараться не обращать внимания на то, какое впечатление производят их дети. Если они должны дружески поощрять своего ребенка, не следует создавать проблемы из того, что он не ответил кому-то на его "Привет" и "Ну, как дела?". Если посетитель глубокомысленно замечает "Разве она не застенчива?", можно ответить "Нет, не застенчива. Через некоторое время она заговорит, когда привыкнет к тебе". Даже нормальный открытый ребенок может иногда устать от избыточной дружественности посетителя, особенно когда его при этом бомбардируют вопросами, на которые он в этот момент совсем не хочет отвечать.
Чем меньше говорится о детской застенчивости, тем лучше. Когда эти дети взрослеют, они обычно теряют большую часть своей застенчивости и становятся более социальными.

Hасмешки судьбы

Если вам, дорогой читатель, в очередной раз покажется, что вся эта Вселенная была создана с одной единственной целью - показать вам большую фигу в самый неподходящий момент, то вспомните об этих людях. Вот уж над кем жизнь, а вернее смерть, посмеялась особенно жестоко.

Роберт Аткинс

Один из самых известных диетологов мира придумал диету "без вреда и страданий". Суть была в следующем: никаких углеводов, 20 г в день максимум. Вволю можно есть мясо, сыр и яйца, зато нельзя прикасаться к хлебу, овощам и сахару. Да, такая диета приводит к запорам, но те, кто мечтает сбросить 10 килограммов за 1 месяц, что с запорами делают? Правильно, они смеются им в лицо!

С начала 70-х и до сих пор диета Аткинса не сходит с пика популярности.

И всем глубоко безразлично, что сам изобретатель чудо-диеты скончался несколько лет назад от ожирения в тяжелой форме.

Чарльз Дарвин

Как мы все знаем, Чарльз Дарвин произошел от обезьяны. И не один, а вместе со всеми нами. Когда-то обнародование этого факта разозлило всю планету, но с тех пор мы попривыкли и как-то живем. И даже удивляемся, зачем понадобилось создавать эту скучную, утомительную теорию, когда достаточно пойти в зоопарк, чтобы стало совершенно ясно, что это наши ближайшие родственники: фамильное сходство не утаишь.

И даже прогрессивные священники, по долгу службы вынужденные настаивать, что человека сотворил Бог, не считают кощунством про себя добавить: "из обезьяны".

А вот сам Дарвин, между прочим, так не думал. Незадолго до смерти он публично покаялся, что был неправ. Что такое чудо, как человек, которое неизмеримо выше любого животного, - это, несомненно, дело рук Господа без участия краснозадых тварей, и теория эволюции к появлению homo sapiens никакого отношения иметь не может.

Лев Толстой

Не надо думать, что гениям не бывают свойственны мелкие человеческие слабости вроде зависти, робости и тихого бытового садизма. Вот Лев Толстой был гений, а завидовал другому гению - Шекспиру. Ничем другим нельзя объяснить то обиженное презрение, которое классик русской литературы испытывал к классику литературы английской. Граф говорил, что все шекспировские персонажи - выдуманные, неживые куклы с неестественными поступками и вранливыми историями. Особенно Лев Толстой не любил "Короля Лира". Известна его фраза о том, что "хуже " Короля Лира" могут быть только другие пьесы этого автора".

Когда в 1910 году безумный бородатый старец, встав со смертного одра, отправился в свой последний путь на станцию Астапово, прокляв семью, детей, жену и мир свой, - человечество потрясенно взирало на эту самую драматическую из всех когда-либо состоявшихся постановок "Короля Лира”. Так Шекспир отомстил за себя.

Бенджамин Спок

Доктор Спок не любил детей, и это не такое уж удивительное явление. Микробиологи тоже не обязаны обожать организмы, с которыми работают.

Появившись на свет в многочисленном пуританском семействе, Бенджамин был воспитан по всем правилам суровой семейной дисциплины Новой Англии. О своем детстве доктор Спок вспоминал как о маленьком, но качественном филиале ада. За одну попытку прокатиться по перилам или выпросить добавку десерта на голову виновного (строго говоря, не только на голову) немедленно обрушивалась суровая, но справедливая кара.

Став взрослым, Спок решил взорвать патриархальную систему воспитания и открыл изумленной новоанглийской матери, что ребенок, оказывается, тоже человек. И даже во имя Великого Режима не стоит кормить его, когда он не хочет есть, и выдирать из рук бутылочку, когда он вопит от голода. И еще его стоит брать на руки и целовать (ну хоть изредка!).

Именно из "споковского поколения" выросли хиппи, пацифисты, «дети-цветы» - индивидуалисты, считавшие свое «я» не менее важным, чем требования общественной пользы...

А сам доктор Спок умер в 91 год, брошенный всеми своими потомками. Его дети отказались не только оплачивать больничные счета разоренного хворями отца, но и вообще с ним не общались.

Устав от домогательств журналистов, его старший сын Майкл заявил, что его тошнит при виде любой фотографии, на которой доктор Спок изображен обнимающим детей: "Он был деспот и лицемер! Ни меня, ни моего брата он не то что не поцеловал ни разу в жизни, но даже по голове не погладил! Когда он проходил по дому, мы старались спрятаться подальше, чтобы не попадаться ему на глаза".

Ницше

"Бог умер", - сообщил Ницше. Он еще многое что успел сообщить, а потом умер сам, но это еще полбеды. Издевка судьбы заключалась в том, что человек, создавший философию, наделявшую человеческий разум и дух максимальным величием, возможно, в этом мире, закончил свои дни, лишившись и того и другого.

Последние одиннадцать лет своей жизни Фридрих Вильгельм Ницше, провозгласивший человека богом, провел в доме для душевнобольных, будучи не в состоянии даже самостоятельно поднести ко рту ложку с кашей.

Мао Цзедун

На свете было много вещей, которых не любил китайский диктатор. Он не любил буржуазию, свободу нравов, европейскую музыку, воробьев и мух... Людей он тоже недолюбливал. Около ста миллионов китайцев было репрессировано при правлении товарища Мао, что многовато даже для Китая. Но особенно товарищ Мао не любил христиан и их церковь. В стране великого трудового народа мог быть только один Вседержатель, и делить это кресло Мао не собирался ни с кем. Окончательно разделаться с этой мерзостью ему удалось лишь в конце 60-х, когда сформированные им отряды отморозков - хунвейбинов - устроили великую культурную революцию. На площадях горели костры из книг, картин и музейных экспонатов, из домов вытаскивали врачей, учителей и прочую колебавшуюся интеллигенцию, после чего юные бойцы великого Мао растирали этот человеческий мусор в кровавые ошметки по мостовой. Для христианских священников наступили золотые времена - немалому их количеству удалось принять венец мученичества за веру: их расстреливали, топили и душили с особым энтузиазмом.

Но вот перед смертью великому диктатору стало страшно. Кто его знает, что там? А вдруг христианские мошенники все-таки не врали? Предчувствие пылающих сковородок не давало Мао покоя. За месяц до своей смерти трясущийся от страха старик попросил найти ему католического священника. Нашли только старушку-монахиню, уже плохо соображавшую, что происходит, и куда эти добрые люди ее так быстро тащат. Мао принял католичество. Об этой постыдной тайне поведала миру посте его смерти его жена Цзян Цинн, сама вскоре приговоренная к казни "за связь с заговорщиками, намеревавшимися захватить власть в стране".

С. Турчинский

Источник – Россия, Интересная газета. Оракул" №10 2012 г.