Проект «Наставничество»: как помочь обрести себя подросткам из детдома. Проект «Наставничество» ДБФ «Солнечный город Рассчитывать только на свои знания

ПРОЕКТ «НАСТАВНИЧЕСТВО»

Проект «Наставничество» Института Африки РАН уникален для Российской академии наук. Программа является социально ориентированной. Мы нацелены на привлечение лучших студентов и недавних выпускников, заинтересованных в работе на одном из наиболее перспективных направлений, а именно – африканском. Наши наставники – лучшие в России и СНГ специалисты, связавшие свою жизнь с Африканским континентом. Это – ученые узкого и широкого профиля, а также практики.

Процесс подбора наставника происходит при участии руководства Института. Учитываться будут Ваши пожелания, а также сфера интересов, которые мы соотнесем с тем, что могут предложить наши наставники.

    Участвуя в нашем проекте, Вы:
    1. выработаете индивидуальный аналитический подход;
    2. получите фундаментальные и практические знания по той или иной тематике;
    3. подготовитесь к поступлению в аспирантуру Института Африки РАН, сможете определиться с тематикой и направлением научно-исследовательской деятельности в будущем;
    4. получите научное консультирование в рамках изучения актуальных проблем;
    5. приобретете или расширите кругозор по африканской тематике, в частности, в ходе участия в научно-популярных мероприятиях;
    6. сможете принять участие в научно-исследовательских проектах;
    7. подготовите публикацию совместно с ведущими специалистами Института;
    8. получите возможность встретиться с представителями дипломатического корпуса, делового и экспертного сообщества стран Африки;
    9. получите актуальную информацию о возможных вариантах финансирования своей исследовательской деятельности;
    10. научитесь применять современные методы анализа данных (математическая статистика и моделирование);
    11. раскроете свой потенциал африканиста.

Границы понятия

Наставник и ментор – это два взаимозаменяемых понятия, равно как ученик и протеже. В рамках программы происходит трансфер знаний, опыта и навыков от наставника к ученику. Ментор способствует реализации потенциала протеже, его карьерному росту.

Формат проекта

Программа предполагает различные формы взаимодействия с наставником: индивидуальные научные консультации, лекции, мастер-классы, самостоятельная работа с возможностью получения дальнейших рекомендаций от наставника. Каждый курс персонифицирован, а потому выбор способа связи и частоты встреч отдается на усмотрение участника. Как правило, большинство учеников встречаются с наставниками в среднем 1 раз в месяц.

Продолжительность программы и результат

Продолжительность программы – 7 месяцев. Вы можете стать ее участником, представив заявку до 1 ноября текущего года. До 30 ноября включительно будет осуществлен отбор, с 1 декабря – начало обучения.
В случае успешного завершения программы каждый участник получит сертификат об участии, который также может быть учтен в качестве индивидуального достижения при поступлении в аспирантуру Института Африки РАН.

Наши наставники

АБРАМОВА ИРИНА ОЛЕГОВНА , директор ИАфр РАН, чл.-корр. РАН, чл. Президиума РАН, д.э.н., проф.
Сфера научных интересов: проблемы экономики и народонаселения Африки; африканская миграция; социально-экономическое развитие Египта; урбанизация в странах Северной Африки; информационные технологии и Африка; ресурсный потенциал Африки и национальные интересы России в ХХI веке.

БОНДАРЕНКО ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ , зам. директора ИАфр РАН, чл.- корр. РАН, д.и.н., проф.
Сфера научных интересов: социальная теория; антропологическая теория; всемирная история; политическая антропология; доиндустриальные общества; социокультурные трансформации и межкультурное взаимодействие в современном мире (этно-расовые, конфессиональные и международные аспекты); мигранты из стран субсахарской Африки в России и США; культуры и история народов Африки южнее Сахары.

ВОЛКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ , и.о. зав. Центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, к.э.н., доцент.
Сфера научных интересов: сотрудничество России и стран Африки в торгово-экономической, инвестиционной и технической сферах; содействие африканским странам в борьбе с бедностью, в достижении устойчивого развития и укреплении безопасности; деятельность российских компаний на Севере Африки; участие России в системе международных связей стран Африки.

ГРИБАНОВА ВАЛЕНТИНА ВАЛЕРЬЕВНА , и.о. зав. Центром истории и культурной антропологии, к.и.н.
Сфера научных интересов: новая и новейшая история ЮАР; место образования в истории южноафриканской культуры.

ДЕЙЧ ТАТЬЯНА ЛАЗАРЕВНА , в.н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, д.и.н.
Сфера научных интересов: политика Китая в Африке; ретроспективы советско-африканских отношений и будущее политики России в Африке; проблемы безопасности на Африканском континенте.

ДЕНИСОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА , зав. Центром изучения стран Тропической Африки, к.и.н.
Сфера научных интересов: политические проблемы; политическое лидерство в странах Тропической Африки; конфликтология.

КОСТЕЛЯНЕЦ СЕРГЕЙ ВАЛЕРЬЯНОВИЧ , с.н.с. Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога, к.п.н.
Сфера научных интересов: вооруженные конфликты в Африке; социально-экономические и политические проблемы развития Севера Африки и Африканского Рога.

КОФАНОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ , с.н.с. Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога, к.э.н.
Сфера научных интересов: социально-экономические и политические проблемы развития стран Северной Африки.

КОРЕНДЯСОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ , в.н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, к.э.н.
Сфера научных интересов: российско-африканские экономические отношения; российские кампании в странах Африки: анализ деятельности; развитие деловых контактов со странами Африки.

ПРОКОПЕНКО ЛЮБОВЬ ЯРОСЛАВОВНА , с.н.с. Центра социологических и политологических исследований, к.и.н.
Сфера научных интересов: новые политические элиты Африки; проблемы политической модернизации в африканских странах; африканистика в странах бывшей Восточной Европы; гендерные аспекты в политологии, проблемы политического лидерства и политического пиара.

САВАТЕЕВ АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ , в.н.с. Центра цивилизационных и региональных исследований, д.и.н.
Сфера научных интересов: исламская цивилизация; особенности религии и культуры; исламские радикальные движения; теория цивилизаций.

СИДОРОВ ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ , н.с. Центра исследований Юга Африки, к.э.н.
Сфера научных интересов: экономика и внешнеэкономические отношения ЮАР и стран Юга Африки.

СЛЕДЗЕВСКИЙ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ , зав. Центром цивилизационных и региональных исследований, д.и.н.
Сфера научных интересов: методология и эпистемология цивилизационного подхода; культурная антропология; социокультурный анализ; политическая культура; социальная и культурно-ментальная история Африки.

ТКАЧЕНКО АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ , зав. Центром изучения стран Северной Африки и Африканского Рога, к.э.н.
Сфера научных интересов: экономика арабских стран; Россия, Африка и мусульманский мир; реформы в переходном обществе.

УРНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ , гл.н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, д.и.н.
Сфера научных интересов: политика ЮАР в Африке; Африка и ООН на исходе первого десятилетия ХХI века; страны Африки в системе международных отношений; этапы развития отношений Африки и России.

ФИТУНИ ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ , зам. директора ИАфр РАН, зав. Центром глобальных и стратегических исследований, чл.- корр. РАН, д.э.н., проф.
Сфера научных интересов: Международные экономические отношения развивающихся стран; глобализация и проблемы развития; ресурсный потенциал Африки и российские национальные интересы в ХХI веке; экономика международного терроризма; экономическая безопасность стран Африки; отток капитала из развивающихся и переходных экономик.

ШУБИН ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ , гл.н.с. Центра истории и культурной антропологии, д.и.н., почетный доктор Университета Западного Кейпа (ЮАР), проф.
Сфера научных интересов: История африканских стран Новейшего времени; отношения СССР/России и других ведущих мировых держав со странами Африки; политика и практика международной социал-демократии; страны Юга Африки.

Кто может стать участником программы?

Студент последних курсов или выпускник, которому интересно попробовать себя или продолжить свою профессиональную деятельность на поприще африканистики.

Как стать участником программы?

    Если Вы заинтересовались, то мы:
    1. попросим Вас заполнить следующую форму: Участнику
    2. готовы пригласить Вас на встречу, чтобы убедиться, что мы подходим друг другу.

Процесс согласования

Перед подачей заявки у Вас есть возможность изучить профили наставников и в соответствии с интересующей Вас тематикой выбрать подходящего. Ваш запрос будет обработан и в случае положительного решения Вы получите приглашение на встречу, в случае отрицательного – уведомление с описанием причины отказа. Чаще всего причинами отказа являются несоответствие профиля наставника интересам участника, а также ограничения по квоте учеников на одного наставника (количество мест у ряда наставников ограничено). В связи с этим просим Вас при регистрации как можно точнее определить сферу своих интересов. В случае отказа мы также предложим других наставников на Ваше рассмотрение.

Сейчас в проекте участвуют 7 регионов: Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Уфа, Пермь, Нижний Новгород и Томск.

Так не должно быть

На секунду представьте себе жизнь подростка в детском доме. Из взрослых рядом только воспитатели. Из ровесников - «товарищи по несчастью». Которым тоже тяжело доверять людям после того, как оставили самые близкие.
У кого попросить совета? С кем делиться самым важным? К кому пойти со своими вопросами?
Подростки в детских домах не должны оставаться один на один со своими недетскими проблемами. Каждому из нас нужен человек, который поддержит и поделится своим жизненным опытом. Для ребёнка из детского дома таким человеком может стать наставник.

Что сделано

Сейчас в проекте участвует 294 пары ребёнок-наставник в Новосибирске, Красноярске, Нижнем Новгороде, Томске, Перми и Иркутске. У каждой пары есть своя «изюминка»: кто-то совместно занимается спортом, кто-то любит ходить в кино, кто-то вместе ездит помогать бездомным животным. Но у всех есть одна общая черта: наставник и ребёнок со временем становятся по-настоящему близкими.

Да, иногда установить с ребёнком контакт бывает нелегко. У каждого из них своя непростая история. Но преодолеть барьер можно - в этом наставнику помогают психологи и специалисты.

Мы запустили специальный сайт для общения наставников с информацией о проекте. Теперь, если вы решились стать наставником, достаточно заполнить анкету на www.nastavnik54.ru

Проект запущен во всех детских домах Новосибирска и Новосибирского района. В 2017 году опыт реализации проекта "Наставничество" были применен в Красноярске и Иркутске. В 2018 году нашу технологию работы начали реализовывать в Перми, Томске, Нижнем Новгороде и Уфе. Мы уверены, что рядом с каждым одиноким подростком из детского дома должен быть кто-то близкий.

Не у всех детей есть шанс найти новых маму и папу. Но у всех должна быть возможность найти настоящего друга.

Отзывы о проекте

Светлана, наставник :

«Вы можете рассказать, как работает автомобильный навигатор? Кто круче: Нюша или The Beatles и почему? Чего было хорошего в Советском Союзе? Как может быть у человека аллергия на мандарины?
Я, если честно, кое-как отвечала на многие из всех заданных вопросов. Невозможно знать всё. Но вполне возможно говорить обо всем на свете. И во время такого разговора рождается ответ, общий язык и дружба. Благодаря проекту «Наставничество» я нашла ответы на огромное количество вопросов, не только тех, которые задавал мне Руслан, но и тех, которые задавала я ему и самой себе».

Майя, наставник :

«Что сказать о моём друге? Иногда я вижу в ней себя. Бывает, я её не понимаю. Часто мне хочется дать ей больше. Регулярно думаю: "А как это, видеть мир ее глазами?" Она заставляет меня размышлять и смеяться, грустить и даже злиться на секунду. Каждая встреча у нас взаимная и тёплая. И на её вопрос, заданный мне однажды, а что будет дальше, после выпуска из детского дома, я ответила: "Мы с тобой это вместе и узнаем"».

«Как правильно делать покупки»

Тебе 18, теперь ты один

Ты живешь в детском доме. Вокруг полно народа: воспитатели, дети, волонтеры, гости. О тебе заботятся, тебя обслуживают, развлекают. И вот пришел день, о котором ты мечтал: «Буду, наконец, самостоятельный, буду жить в своей квартире!». Тебе исполняется 18 лет, и тебе говорят: «Все, ты переезжаешь».

Сначала выпускник московского детского дома переезжает в центр постинтернатного сопровождения, в квартиру с минимумом мебели и посуды. Здесь он живет, пока не получит собственное жилье.

Воспитатель тебя привез с вещами и ушел. Все! Ты один! Не знаешь ни соседей, ни кого-то еще вокруг. Некому позвонить. Нет друга, который бы пришел и отметил с тобой новоселье. Это колоссальное одиночество. В этот момент особенно нужен наставник, взрослый друг.

Тебя не взяли в семью, теперь ты один

Подросткам нужна помощь и забота

Будем честны: не все мы можем разобрать детей из детских домов в свои семьи, да и психологи говорят, что не все дети к этому готовы. За последние годы изменился состав детей в детских домах, большой процент составляют сиблинги. По закону, братьев и сестер нельзя разделять, но не каждая семья готова взять сразу троих или даже пятерых детей. Еще в детдомах много подростков – 14-17 лет, а также дети с заболеваниями и инвалидностью. Наставник важен для ребенка, остающегося жить в детском доме.

Детям, которые попадают в детский дом, не хватает очень многих знаний и умений для выхода в самостоятельную жизнь – от бытовых навыков до уверенности в собственных силах и мотивации жить самостоятельно. У них нет опыта выстраивания человеческих связей, а потом и семейных отношений. Обратиться за советом часто не к кому. Таким другом и советчиком может стать наставник.

Жертвы доброй феи

Помощь в освоении школьных предметов

Детдомовцы-подростки, с одной стороны, уже сложившиеся личности, а с другой – предельно инфантильны. «Когда спрашиваешь их: «Как ты думаешь, как ты будешь жить? Откуда брать деньги?», они могут ответить: «Фея мне поможет или государство». Это на полном серьезе, почему-то они верят в каких-то волшебников, хотя уже большие дети, — рассказывает Анастасия Сорокина , руководитель программ «Компас» и «Наставники» фонда «Арифметика добра» . — У них нет привычки трудиться и отвечать за последствия своих действий. Они знают, что их оденут, покормят, напоят, за ними уберут. Даже если ребенок чего-то добился – ему скажут «молодец», и забудут. Потому что рядом стоит еще десяток таких же «молодцов» и всем надо что-то сказать. В итоге ценность достижения пропадает. «Все равно получу свою «тройку», окончу школу, как все. Никуда не денусь». Да еще есть пособие, потом будет стипендия — а навыка бороться нет.

При этом выпускники боятся внешнего мира: они знают, что детей из детских домов не любят, и заранее готовятся к неприятию. Выход за пределы детского дома для них окрашен тревожностью.

На практике у наставника — флориста

Еще больше трудностей у тех, кто воспитывается в коррекционных учреждениях. Порой внешне их особенности могут быть не заметны. Но при тесном общении выясняется, что подросток не знает цифр, не умеет считать деньги, может плохо писать, наивен во многих вопросах. Такие дети подвержены манипуляции, легко попадают в зависимость, могут стать жертвами мошенников.

Дети в детском доме виктимны – им важно к кому-то прислониться. Так они часто попадают в криминал. Вот почему нужен надежный наставник, прошедший отбор и специальную подготовку.

Взрослый друг – это круто

Как только у воспитанника детского дома появляется человек, готовый стать ему другом, взрослым советником, ребенок начинает меняться. По данным международных исследований, эмоциональное состояние ребенка, у которого есть наставник, улучшается в 84% случаев, в 79% случаев ребенок становится более уверенным в себе. 74% становятся общительнее, более 50% начинают активно проявлять инициативу.

Наличие «своего» взрослого поднимает статус ребенка. Благодаря этому, рассказывает Александра Телицына , руководитель наставнического проекта «Старшие Братья Старшие Сестры» дети даже начинают лучше учиться в школе, хотя наставник с ним и не занимается академической учебой: просто появляется уверенность в своих силах, подросток ощущает себя «крутым».

Проект «Старшие Братья Старшие Сестры» работает с детьми не только из детских домов, но и из приемных семей. В проекте уже приняло участие более 1500 детей, и сейчас здесь на сопровождении 250 действующих пар. Проект работает в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Туле, Свердловской области.

Кстати, это взаимный процесс – наставник много черпает из этой дружбы и для себя тоже.

Обучить учителя жизни

Анастасия Сорокина

Стать наставником может любой человек старше 25 лет, в этом возрасте люди уже, как правило, имеют образование и жизненный опыт. Но надо пройти обязательное обучение. «Мы рассказываем об особенностях детей, воспитывающихся в детских учреждениях, о том, как устанавливать границы в общении, как обезопасить себя и не навредить подростку, — говорит Анастасия Сорокина . — Как решать конфликты – ведь они будут в любом случае».

Разница в возрасте между подростком и наставником должна быть не менее 10 лет, чтобы общение было плодотворным и уважительным. Важны общие интересы, поэтому сильная разница в возрасте, когда это уже разные поколения, может помешать.

Кандидаты в наставники должны быть психически здоровыми и не иметь судимости. Наставник должен отдавать себе отчет, что предполагается регулярное общение с ребенком не менее года, а встречи не должны носить формальный характер. От взрослого нужно эмоциональное тепло. Наставник должен быть настроен позитивно и обладать большим внутренним ресурсом.

Наставник может помочь в подготовке к будущей профессии

Важно, чтобы наставник умел уважать личность подростка, проявлял к нему искренний интерес. Есть люди, которым лучше, скажем, быть волонтером, чем наставником – таких видно сразу. Но занятий на понимание себя очень много, и будущие наставники делают много открытий, проясняя свои собственные чувства и реакции.

«Говорят, например: я в ходе занятий понял, что при воспитании собственных детей делал некоторые вещи неправильно. Это возможность разобраться в себе, по-другому посмотреть на воспитание, на взаимоотношения в семье», — отмечает Анастасия Сорокина .

В программе «Старшие Братья Старшие Сестры» быть наставником непросто. Для волонтеров часто становится откровением, что надо ходить к ребенку не реже раз в неделю: потому что людям хочется помогать не всегда, а когда хочется. Наставник подписывает соглашение, что он общается с ребенком не реже раза в неделю и как минимум в течение года. Это героизм, на самом деле: представьте, что вы лишаете себя на год всех суббот. Разумеется, наставник может заболеть или уехать в командировку, но он не может просто «пропасть», не предупредив.

Анна Кочинева

Анна Кочинева , директор Фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства»: «Самое главное, чтобы человек не пришел решать свои проблемы. Если у человека был травмирующий опыт, важно, чтобы человек прожил уже этот опыт и справился с ним. Бывает, что люди приходят, желая сотворить «быстрое чудо»: «Сейчас мы выучим иностранный язык, поступим в университет»… У таких наступает разочарование. Мы настраиваем наставников на то, что действовать надо осторожно. Кто-то уходит, поняв, что быстрого результата не будет. Но другие остаются».

Фонд «Хранители детства» с 2014 года использует наставнические программы международной организации Kidsave, работает с детскими домами Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. За эти годы через программы наставничества прошло уже около 3700 детей, а в парах с наставниками работали 350 подростков.

Есть наставники, у которых уже сменилось 3-4 подопечных: один вырос, стал взрослым, появился следующий. Они выпускают их в жизнь и берут новых.

«У нас была одна сложная девочка, она убежала из детского дома и категорически не хотела общаться ни с одним из сотрудников. А с наставницей согласилась. Для самой женщины-наставника это был сложный опыт. Но она справилась. Сейчас эта наставница взяла новую девочку-подростка под свое крыло», — приводит пример Анна Кочинева .

Третья шестеренка — куратор

Александра Телицына

Наставнические программы сложные, не всем НКО стоит за это браться, подчеркивает Александра Телицына. Наставники действуют не сами по себе, им помогают кураторы-психологи.

«Если представить шестеренки, то их должно быть три – наставник, ребенок и куратор, иначе схема не работает. Дети с непростыми судьбами, часто глубоко травмированные, многие не сразу идут на контакт. Есть самые разные проблемы. Допустим, как себя вести, если ребенок соврал наставнику? Или – если наставник любит читать, а ребенок совсем не читает? Здесь нужен совет и поддержка куратора, — рассказывает Александра Телицына . — Или бывает, что наставник ходит каждую неделю, а ребенок на вид равнодушен и не радуется встречам. Если бы не было куратора, то наставник мог бы демотивироваться и уйти: мол, я не нужен, я ребенку не понравился…

Куратор объяснит, что на самом деле ребенок скорее всего рад, просто не готов сразу раскрыться, он в своей жизни пережил уже очень много предательства. «Дай время, он пока к тебе присматривается, боится потерять». Потом все обычно действительно происходит так, как и говорил психолог».

Наставник-приятель или наставник-бабушка?

Программа «Молодая мама»

В подборе наставника есть тонкости. «Мы подбираем наставника для ребенка, а не наоборот. Наши кураторы сначала знакомятся с детьми и их опекунами, — рассказывает Александра Телицына. — Ребенок заполняет анкету со своими пожеланиями к наставнику, и психологи понимают, какие потребности подростка может закрыть наставник.

К примеру, есть агрессивный мальчик. Воспитатели в детском доме говорят – не ищите ему наставника, он – очень злой. С ним никто не справится, пожалейте волонтера. Но ребенок просит, хочет присоединиться к программе. Тогда мы понимаем, что наставником такого ребенка может стать, например, спортивная активная девушка, которая вовлечет его в активный спорт, где он сможет выплеснуть свою агрессию безопасно для окружающих».

«Иногда мы слышим от взятого в семью подростка, что в приемной семье ему скучно, общения не хватает. Такое бывает, когда, скажем, ребенка в подростковом возрасте берет в семью одинокая женщина пенсионного или предпенсионного возраста.

Сначала ребенок рад заботе, они оба стараются друг другу понравиться, но потом конфетно-букетный период заканчивается, появляются требования, раздражение. Транслируемые немолодой приемной мамой ценности ребенок не воспринимает, — объясняет Александра Телицына . — А если наставник с рюкзачком, в кедах и на скейтборде приезжает, и транслирует те же ценности – из его рук подросток готов их брать, потому что у них схожие интересы, близкий возраст. Они смотрят одни и те же фильмы, у них общие шутки – они говорят на одном языке. А когда, к примеру, ребенок узнает, что этот человек упоенно работает, самореализуется и ликует от удач в своей профессии, он вдруг понимает, как можно интересно жить».

А вот фонд «Хранители детства» развивает наставничество в в помощи молодым мамам. Нередко юные воспитанницы детских домов рожают, будучи сами еще несовершеннолетними. «Особый подход к этим девушкам нашли взрослые женщины, которые уже вырастали своих детей, отчасти они выполняют роль бабушки, становясь близким человеком и для маленькой мамы, и для ее малыша, — поясняет Анна Кочинева .- Например, в Санкт-Петербурге есть молодая мама-сирота, которая родила ребенка в 16 лет. Наставник-бабушка продолжает помогать ей уже несколько лет и стала по-настоящему близким человеком для всей семьи. Девушка уже вышла замуж, родила второго ребенка, но «бабушка» продолжает их навещать.

Стать подмастерьем: чем хороши корпоративные наставники?

Освоение профессии будущим архитектором с помощью дизайнера из Икеи

Чаще всего наставниками детей в проекте фонда «Хранители детства» становятся сотрудники компаний-партнеров фонда («Мэри Кей», «Нестле Россия», «Ситибанк», магазин «ИКЕЯ Теплый стан» и другие) — корпоративное волонтерство в детских домах перешло в индивидуальную работу.

«Это взаимовыгодно. Компания реализует долгосрочный проект в рамках КСО, а у нас есть постоянные участники проекта. Важно, что это уже состоявшиеся люди, успешные в своей карьере, к тому же прошедшие некий фильтр безопасности. Если что — с помощью HR можно поднять личное дело, посмотреть, что за человек, — рассказывает Анна Кочинева . — А кого-то приводят уже действующие наставники — работает сарафанное радио».

Корпоративное наставничество удобно еще и в смысле профориентации.

У детдомовцев ведь нет понимания, что нужно работать. Им кажется, что работа это каторга, этого нужно избегать, можно же просто сдать квартиру, в конце концов. Наставники помогают им понять, как этот мир устроен.

Например, компания «Бургер Кинг» дала подросткам из детских домов, которые хотят стать поварами, оплачиваемую работу летом. Ребенок, который учится в архитектурном колледже, проходил практику у помощника дизайнера в ИКЕЕ. Другой подросток прошел практику помощником звукорежиссера на ВГТРК. В салоне цветов «Это еще цветочки» прошла стажировку девочка, которая учится на флориста.

Наставничество работает.

Проект «Наставничество» - проект, направленный на индивидуальное сопровождение воспитанников детских домов волонтерами детского благотворительного фонда Солнечный Город. Проект реализуется с августа 2014г.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

На данный момент в Новосибирске находится 9 интернатных учреждений. Большинство воспитанников детских домов и интернатов – подростки старше 12-и лет.

Детям-сиротам трудно общаться с людьми вне детского дома, они закомплексованы и стеснительны, привыкли к административно-командной форме деятельности. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично.


Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получает квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.

У большинства из нас были когда-либо значимые люди: родственники, тренера, руководители, учителя. Эти люди повлияли на наш выбор ценностей, жизненных принципов. Они были для нас примерами, защитниками, советчиками, и просто друзьями. У воспитанников детских домов шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет в трудной ситуации, очень мал.


Чтобы показать ребенку жизнь за пределами детского дома, фонд «Солнечный город» запустил проект «Наставничество», объединяющий неравнодушных взрослых и подростков, нуждающихся в поддержке.


ОБЪЕКТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Подростки от 12-и до 18-и лет, проживающие в детских домах г.Новосибирска.

ЦЕЛИ ПРОЕКТА

  1. Помощь детям, оказавшимся в ситуации без попечения родителей в профессиональном самоопределении, получение опыта семейно-бытовым навыкам, улучшение внутреннего психологического комфорта и повышение самооценки.
  2. Передача наставниками в максимально комфортной форме своего жизненного опыта, полученных знаний детям-сиротам без нарушения личностных границ ребенка и взрослого.
  3. Социализация и профориентация подростков.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Долгосрочный


ЗАДАЧИ

  1. подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот, находящихся в интернатах и детских домах, через наставничество;
  2. обучение ребенка навыкам самостоятельной жизни в обществе;
  3. формирование культурных, духовных и моральных ценностей;
  4. помощь в развитии своего потенциала и определение жизненных целей, помощь в выборе профессии.
  5. формирование социальной ответственности у жителей г.Новосибирска.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

  1. Выстраивание партнерских отношений между наставниками и работниками детских домов г.Новосибирска.
  2. Отбор, анкетирование и подготовка наставников – формирование базы волонтеров, готовых стать наставниками для детей, проживающих в детских домах.
  3. Знакомство детей и наставников, выявление наиболее подходящих друг другу пар (по психологическим особенностям, интересам и потребностям)
  4. Долгосрочное общение наставников и детей под кураторством супервизора. Сопровождение наставников профессиональными психологами.
  5. Контрольная срезовая диагностика детей и наставников, сбор обратной связи.

По условиям проекта наставник посещает воспитанника не реже одно раза в неделю. На этих встречах пары общаются, проводят вместе досуг, помогают делать домашнее задание, передают свой жизненный опыт, служат опорой и поддержкой, помогают в развитии ребенка, помогают формировать у детей бытовые навыки.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Улучшение внутреннего психологического комфорта подростков;
  • Повышение самооценки;
  • Улучшение коммуникативных и социальных навыков;
  • Более четкие реалистичные представления подростками по поводу выбора своей будущей профессии;
  • Сформированное ответственное поведение и самостоятельность.

Новосибирцы становятся наставниками для подростков из детских домов и помогают им устроиться на работу. Четверо ребят попали на стажировку в «Мегафон» в роли продавцов-консультантов и получат шанс на трудоустройство. «Новосибирские новости» узнали, как прошел первый в их жизни рабочий день и зачем дружить с «трудными» ребятами.

Расширить круг знакомств

«Здесь можно общаться с посетителями и не сидеть у себя в офисе. Мне больше по душе движение, общение с людьми. Меня не пугает, что я в коллективе самый молодой - мне уже 17 лет и этого достаточно. Я думал о карьере, потому что хочу свой бизнес, ресторан или уйти в продажи. Можно спокойно открыть группу «Вконтакте» и продавать вещи, зарабатывая через телефон», - рассказал Виктор. Читайте также
Квартира-тренажер поможет детдомовцам учиться жить самостоятельно
Первым покупателем стажера из детского дома стал мэр Анатолий Локоть.

«Очень важный вопрос - социализация ребят из детских домов, которые выпускаются во взрослую жизнь, - отметил Анатолий Локоть. - Важно, чтобы ребенок был подготовлен к ней, и подобные акции направлены на то, чтобы ребята приобретали трудовые навыки, не ждали все время помощи от государства и муниципалитета. Ведь им придется в будущем обеспечивать не только себя, но и свою семью, детей. Я приехал сюда, чтобы приобрести подарок своей внучке, но и в том числе поддержать эту акцию».

Наставник Виктора промышленный альпинист Егор Науменко заметил, что с детьми нужно быть откровенным, так как подростки умеют видеть неискренность и не терпят ее.

«Раз в неделю мы встречаемся, я могу рассказать свой опыт работы и как я учился. Это живой формат, подросток не книжки читает, а смотрит настоящую историю. Вижу в этом результат, так как знаком с воспитанниками детдомов, которые успешно социализировались в этой жизни», - утверждает Егор Науменко. В программу наставничества он пришел вместе с женой.

Выйти из зоны комфорта

Мария очень стремилась попасть на стажировку в салон связи, хотя не разбирается в технике.

«В салоне связи мне сложно, в моделях смартфонов я не разбираюсь. Я пришла и все спрашивала у продавца-консультанта, но разбираться в технике и продавать - это разные вещи. Нужно уметь заинтересовать, я пытаюсь расположить к себе людей улыбкой. Моя наставница научила меня: если чего-то хочешь, нужно выйти из зоны комфорта. Многие ребята хотели получить эту стажировку, одна девочка даже косо поглядывала, но это не зависть. Я очень ответственная и сделаю все качественно, я хочу работать. Еще хотелось бы поработать в рекламе, это сложно, но интересно. В будущем я бы хотела связать свою жизнь с бизнесом, открыть сеть ресторанов или кафе», - мечтает 16-летняя Мария.


Дети в четырех детских домах города ждут своих наставников. Фото Михаила Перикова

Сотрудники благотворительного фонда отметили, что у детей появляется энергичность и амбициозность после общения с наставниками.

«Мы ездили в детские дома и представляли проект наставника детям, Маша сразу же написала в анкете, что ждет наставницу. Это проект взаимодействия один на один, не совсем про дружбу взрослого и ребенка, но вроде того. Машина наставница пошла в проект, так как у нее была в детстве приемная сестра, и она увидела, как это эффективно. Мы специально отбирали для этой акции старших ребят, которые скоро выйдут в жизнь», - отметила психолог фонда «Солнечный город» Вероника Владимирова.

«Быть на одной волне»

Уметь выстроить доверительное отношение - один из важнейших навыков работы в команде. «За день до стажировки я прошел предварительное обучение, узнал о внутренних тонкостях общения с клиентами - как подходить, говорить, продавать. Мне понравилось работать в команде, и сотрудники салона отнеслись ко мне с участием», - рассказал Теймур.Читайте также
ХК «Сибирь» организовал предновогодний тренировочный лагерь для детдомовцев
Подросток подчеркнул, что в проект «Наставничество» он пошел, потому что понимает старшего товарища. Он знаком с наставником уже год и ему весело с ним, «потому что мы на одной волне».

Рассчитывать только на свои знания

«Сначала Руслан стеснялся клиентов, не подходил и не здоровался с посетителями. Я решила взять все в свои руки - подошла с ним и поздоровалась. И когда нам задали вопрос, Руслан стал охотно отвечать. Оказалось, он очень хорошо разбирается в технических характеристиках и моделях телефонов и «шарит в микроамперах в час», я была удивлена. В середине рабочего дня он сказал, что не будет больше этим заниматься, а к концу сказал, что неплохая, интересная работа», - поделилась наставница 15-летнего подростка Светлана Панкова.

Светлана призналась, что решила стать наставницей, так как нашла время и желание на это. Она домохозяйка, но долгое время работала с детьми.

Как стать наставником

Наставников ждут дети в четырех детских домах города. «Сейчас у нас 29 пар, наставники и подростки от 12-ти до 18 лет, в основном мальчики. Так как у них небольшой шанс попасть в семью, мы придумали проект «Наставничество». В рамках его дети общаются, спрашивают советы, получают поддержку волонтеров. Перед тем, как стать наставником, взрослые собирают справки и документы, проходят два тренинга и собеседование. Мы ждем волонтеров, особенно мужчин», - пояснила куратор проекта «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город» Анастасия Шилибальская.

По данным фонда, всего около 300 детей в Новосибирске, которым нужен наставник.

Справка:

Проект «Наставничество» реализуется в Новосибирске с августа 2014 года. Главная цель проекта - общение. Наставники ездят в детские дома, гуляют с ребятами и показывают им город. Детям-сиротам трудно общаться с людьми вне детского дома, они закомплексованы и стеснительны, привыкли к административно-командной форме деятельности. Многим выпускникам интернатов и детских домов свойственны черты иждивенчества, привычка жить на всем готовом, неграмотность в решении материальных проблем, вопросов собственности, экономики, которые касаются их лично.

За первый год проекта в детском доме №13 было сформировано 10 пар «наставник-подросток», в этом году в акции участвуют 29 пар и три детских дома. Дети становятся более общительными, раскрепощаются.